• подготовлен и утвержден с нарушением установленных процедур;
• нарушает трудовые права граждан;
• стимулирует системное ухудшение условий труда на рабочих местах;
• негативно повлияет на деятельность организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Неприемлемость нового приказа такова, что председатель Совета Партнерства В.В.Федин предполагает оспорить его перед Минэкономразвития, Минтруд’ом, ФНПР, Генпрокуратурой. Не предрекая успех или неуспех действий В.В.Федина, попробуем рассмотреть приказ № 590н как некое послание Минтруда всем, кого касается проблема охраны труда на производстве. На первый взгляд, назначение приказа – снять излишнюю «нагрузку на бизнес», которую якобы представляет АРМ в тех подразделениях (как правило - офисных помещениях), где сотрудники заняты «непроизводительным» трудом – управление, маркетинг, IT-технологии и пр.
Однако, при внимательном чтении текста приказа нельзя не обратить внимание на то, что именно эта, содержательная, часть приказа оформлена как-то странно. Она вынесена в подстрочное примечание, к тому же сформулирована нарочито небрежно – совершенно невозможно грамматически и запутанно в смысловом отношении. В одну кучу свалены ЭВМ, копировально-множительная техника (только настольная, а стационарная – с исключениями) и бытовая техника (безотносительно к ее конструкции и назначению). Причем все это «исключительно», но «за исключением», что делает смысл послания недоступным совершенно. Вряд ли в Минтруде не нашлось никого, кто смог бы более грамотно и внятно изложить свои мысли. Обычно такая нарочитая бестолковость является признаком долго и мучительно достигаемого компромисса. Но, в этом случае интересен вопрос – компромисс кого с кем и в чем?
Процесс преобразования системы ОТ, инициированный еще в МЗСР, с самого начала был направлен на то, чтобы сделать обследование рабочих мест взаимно желанным как для предпринимателей, так и для АО.Инициаторы преобразований и не скрывали, что хотят настроить механизм, который бы работал без их вмешательства, как это происходит во всем мире. Именно в этом направлении лежат попытки увязать размеры выплат в различные фонды – пенсионный, ФСС - с результатами АРМ и даже с самим фактом ее проведения. Один из первых приказов (№ 39н) нового Министра труда М.А.Топилина был именно об этом – о размерах надбавок к страховым взносам в ФСС в зависимости от результатов АРМ. Как выглядит с этой точки зрения приказ № 590н ? Ответ очевиден – как продолжение той же линии. В самом деле, складывается впечатление, что он специально написан так, что его можно толковать как обоснование и для проведения и для непроведения АРМ. Минтруд (и шире – государство) не навязывает и не запрещает АРМ в офисах.Этот вопрос – целиком предмет обсуждения между предпринимателем и АО. Сумеет последняя убедить первого в необходимости АРМ – это можно делать на основании («исключительно») приказа № 590н и потом компенсировать часть затрат из взносов в ФСС. Если АО будет недостаточно убедительна – предприниматель вправе на основании («за исключением») того же приказа № 590н отказаться от АРМ и никто (ни ГИТ, ни прокуратура) не сможет его упрекнуть в нарушении обязательств перед законом. Иными словами, Минтруд взмыл «над схваткой».
В ситуации появляется элемент новизны: у АО должны быть аргументы для того, чтобы убедить предпринимателя в необходимости для него услуги под названием «АРМ». Просто пугать его требованиями закона не получится. Разговор будет «на равных». Есть ли такие аргументы? Можно перечислить несколько:
Множество способов толкования приказа № 590н можно найти на форуме сайта НИИ Охраны Труда РГСУ (СПб).
Суммируя, можно сказать, что на наших глазах происходит поворот от обязательных процедур в области ОТ к добровольным, осмысленным предпринимателями и признанными ими необходимыми. Очевидно, это требует большей гибкости от самих АО, смены взгляда на свою роль: от контролера к советчику и помощнику своих заказчиков. Ясно, что не все гладко в этом процессе, много противоречивых и травмоопасных моментов, но вряд ли можно ожидать абсолютной гладкости, когда реформы затрагивают столь болезненную и порядком застоявшуюся область. Упреки в адрес Минтруда вполне им заслужены, но … «Просьба в тапёра не стрелять. Играет как умеет. Другого нет».
Продолжение следует, Г.Федорович.