Минэкономики провело экспертизу постановления Г.Г.Онищенко от 25.09.2007 г. Документ описывает требования к санитарно-защитным зонам (ССЗ) вокруг «объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека». По мнению ТПП РФ, санитарные нормы содержат много «требований, применение которых всецело зависит от надзорного органа» и создает «исключительно высокую коррупциогенность при правоприменении». Это и инициировало экспертизу СанПиН Министерством. По мнению экспертов Минэкономики, бизнес несет существенные затраты при определении СИЗ.
«Претензий к этим правилам довольно много, и одна из основных в том, что эти правила, на наш взгляд, должны быть динамичными и отражать существующий уровень развития технологии и производственного процесса» (прямо один в один применительно к готовящемуся ФЗ).
Минэкономики по итогам экспертизы внесло в Минюст предложение об изменении СанПиН. Предложен срок, в течение которого документ должен быть изменен. Три месяца. Здесь появляется проблема, решить которую будет чрезвычайно тяжело.В Роспотребнадзоре разрушена система утверждения НПА: нет Ученых Советов, экспертизы проектов НПА, Комиссий при руководстве федеральными структурами различного уровня, которые рекомендовали НПА к утверждению, и т.п. На это справедливо указали в Роспотребнадзоре: с середины прошлого года за утверждение санитарных норм отвечает Минздрав, в котором такой системы отродясь не было.Тем не менее, Минэкономики непреклонно: если за три месяца согласовать внесение изменений не удастся, принимать решение о судьбе документа будет правительство.
В этой истории много поучительного.
Вывод, который следует из выше изложенного: нельзя затягивать время обращения АО к бизнес-сообществу.
Уже сейчас следует «готовить почву» для такого обращения. Это следует сделать еще до того, как проект закона будет передан в правительство (апрель с.г.). Чем длиннее будет путь, пройденный проектом, тем труднее его остановить, тем больше вероятность получить ФЗ, не устраивающий, практически, никого, кроме его авторов. Раньше или позже, его придется перерабатывать (возможно – «латая» текст закона изменениями и дополнениями). Но, этот процесс будет гораздо длительней и в нем будет гораздо больше действующих лиц: работники, профсоюзы, промышленники и предприниматели, суды и пр.
Реально требуется очень серьезная работа по кодификации трудового законодательства. Она должна выстроить "скелет" системы нормативных актов и контролируемо вносить в нее изменения, не привнося противоречий и без ущерба для целостности системы. По смыслу понятия кодификация – это упорядочение нормативного материала с изменением его внутреннего содержания, осуществляющееся путем объединения правовых норм в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт - ФЗ «О специальной оценке условий труда». Для АО это может обернуться серьезными испытаниями, пока постепенно процедура оценки условий труда не будет доведена до вида, устраивающего всех. Именно для того, чтобы минимизировать потери, необходимо уже сейчас привлечь бизнес-сообщество к совместной работе. Обращение, предлагаемое Лаборантом (с которого начались эти заметки) – хороший, но недостаточный шаг. Использовавшиеся раньше аргументы типа «Не проведете АРМ – будут неприятности с ГИТ/ГЭУТ/прокуратурой» сейчас неэффективны – не те исходные позиции.
Нужно искать более серьезные резоны, убеждающие бизнес в полезности сотрудничества с АО. От успеха этих поисков зависит будущее АО.
И еще небольшой ньюанс. В истории с постановлением Г.Г.Онищенко никто не вспомнил о расхожем тезисе «критика должна быть конструктивной». Конструктив должен исходить от того, кто получает зарплату за подготовку приемлемых НПА. Остальным достаточно указать на «прорехи» в них, на то, что нуждается в доработке.
Продолжение следует, Г.Федорович.