Новости

Первая Всероссийская Неделя охраны труда – без подробностей.
05.05.2015
Прошедшая Неделя ОТ – достаточно заметное общероссийское событие в области охраны труда. Осмысление итогов ее работы займет не одну статью, заметку и не одно выступление в СМИ различных уровней. То, что можно сделать сейчас, не будет особенно глубоким, но будет отличаться от последующих подходов «свежестью впечатлений».

1. Предыстория.
Деятельности по законодательному внедрению ОТ на производство не один десяток лет. С момента принятия последнего по времени законодательного акта №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» прошло почти полтора года. С начала 2014 года в стране идет практическая реализация принятых решений, что, в свою очередь, требует перестройки работы всех участников системы государственного управления охраной труда. В этой связи важнейшей задачей Недели ОТ должно было быть подведение итогов и всестороннее обсуждение актуальных вопросов реализации новых нормативных правовых актов, а также выработка согласованных предложений по дальнейшему развитию законодательства в сфере охраны труда.
Сам по себе №426-ФЗ, по определению, обобщил накопленный опыт в области охраны труда и направлен на удовлетворение требований основных потребителей этого документа – работодателей, профсоюзов, профессионального сообщества, специалистов по охране труда. В работу по внедрению СОУТ вовлечены сотни специализированных предприятий практически по всей стране. Сотрудники этих предприятий осваивают Методику СОУТ. Для специалистов эта деятельность стала профессией. В крупных промышленных компаниях проводится организационно-методическая работа по внедрению СОУТ. При этом затрачиваются значительные финансовые и материальные ресурсы. Здесь сложился серьезный бизнес, оцениваемый в десятки миллионов рублей. По существу речь идет о реализации проекта общероссийского масштаба, идеологом и координатором которого является Минтруд и конкретно – Департамент условий и охраны труда.

2. Результативность.
Начиная с 2014 года, проводится мониторинг практики применения законодательства о СОУТ. В этой работе принимают участие более 200 организаций, оказывающих услуги по СОУТ, региональные органы власти, работодатели и профсоюзы. Результаты мониторинга легли в основу работы по совершенствованию соответствующего законодательства. Основные результаты мониторинга и предполагаемые изменения в законодательстве, задачи работодателя и организаций, проводящих СОУТ, практика СОУТ обсуждались на Неделе в формате круглых столов и панельных дискуссий. Основной вопрос – каковы результаты этой деятельности? Отвечая на него, прежде всего надо назвать значительно возросший за это время интерес к проблеме охраны труда на предприятиях. Разработаны и прошли практическую апробацию большое количество эффективных методов оценки условий труда, возрос потенциал ученых и специалистов, занятых в этой области. На многих предприятиях возросла культура организации рабочих мест с безопасными условиями труда, они пользуются заслуженным авторитетом у коллег и успешно решают свои социально-экономические проблемы.
Эти факты очевидны. Теперь необходимо ответить на главный вопрос, - что собственно, это дало предприятиям? В стране уже сейчас можно назвать десятки предприятий, задекларировавших допустимость условий труда на своих рабочих местах, не отвечающих, однако, условиям безопасной работы. Это другая сторона медали:

  1. СОУТ слабо востребована промышленностью. Это означает, что рекомендации №426-ФЗ по построению систем охраны труда большинству предприятий не нужны;
  2. первые руководители предприятий не занимают активной позиции по введению в действие систем охраны труда в соответствии с №426-ФЗ;
  3. заметная часть предприятий, внедривших эффективную систему охраны труда, не может подтвердить ожидаемые результаты с точки зрения улучшения финансово-экономических показателей производства.

Обобщая первые два вывода можно сказать, что если система, предлагающая, как уже говорилось, предприятиям эффективные методы охраны труда, ими не востребована, значит или в ее идеологии или в организации введения ее в действие заложен порок.
Что касается третьего вывода о ситуации с внедрением СОУТ, то здесь необходимо отметить, что причина этого, конечно, кроется не только в недостатках самого №426-ФЗ. В работе по его внедрению много формализма. Свою отрицательную лепту в сложившуюся ситуацию внесла и действующая сегодня система декларирования на соответствие этому закону.
Все изложенное являлось тем фоном, на котором происходило обсуждение проблем СОУТ на мероприятиях Недели ОТ. В целом, ситуация представляет собой прямое следствие половинчатости принимаемых решений. С одной стороны есть понимание необходимости выходить на менеджмент предприятия в целом, а с другой – это менеджмент охраны труда только. Разумеется, существуют объективные трудности разработки согласованной с финансово-экономической структурой предприятия деятельностью в области охраны труда. Действительно, задача это сложная, как в научном, так и в организационном отношении.
На данном этапе можно лишь выдвинуть гипотезу, а потом попытаться ее обосновать. Суть ее состоит в том, что менеджмент охраны труда должен осуществляться в едином процессе менеджмента всех сложившихся производственно-хозяйственных функций предприятия, отличаясь в то же время своими специфическими целями, задачами и методами. Разработанная же на основе №426-ФЗ система во многих случаях не является органической составной частью системы менеджмента предприятия. Доклады на мероприятиях Недели ОТ специалистов, имеющих опыт ее внедрения, свидетельствуют, что часто попытки встроить ее органически в систему менеджмента предприятия результата не давали – она по факту оставалась инородным телом. Проблема оказалась слишком трудной для большинства предприятий.
В этой связи интересны результаты профильных совещаний специалистов по охране труда различных отраслей промышленности. В рамках Недели таких заседаний было около полудюжины:

  • Безопасность работников и условия труда в угольной промышленности.
  • Инновационные подходы по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в металлургической промышленности.
  • Атомная отрасль за безопасный и здоровый труд.
  • Совещание специалистов по охране труда ОАО «НК Роснефть»
  • Повышение безопасности труда на железнодорожном транспорте: отечественный и мировой опыт.
  • V Всероссийское совещание главных инженеров-энергетиков (при поддержке Министерства энергетики РФ).
На этих совещаниях были приведены некоторые результаты исследования проблем внедрения систем охраны труда в соответствии с №426-ФЗ в крупных компаниях-лидерах, имеющих серьезный научный и практический задел в области менеджмента охраны труда. Эти результаты сводятся к следующему:
  • компании постоянно совершенствуют уникальные системы охраны труда и здоровья своих работников;
  • компании стремятся интегрировать деятельность по охране труда в финансово-экономическую структуру предприятия;
  • создаются системы менеджмента, охватывающие все аспекты деятельности предпрятия.

Эти результаты убедительно говорят, что основная тенденция развития систем охраны труда на предприятиях компаний-лидеров направлена главным образом на создание единой системы менеджмента предприятия с охватом всех аспектов его деятельности.

3. Контуры проблемы.
Система охраны труда, соответствующая требованиям №426-ФЗ, строится на базе процессного подхода и ее можно рассматривать как программно-целевую часть системы менеджмента предприятия. Однако, отсутствие методически проработанных рекомендаций по ее интеграции в действующую систему управления предприятием создает при внедрении значительные трудности в организации функционирования предприятия как единого целого, включая определение функциональных обязанностей и должностных инструкций специалистов и управленческого персонала. Большинство предприятий их самостоятельно преодолеть не могут.
В условиях, когда отсутствует согласованное функционирование системы охраны труда с действующей системой менеджмента предприятия, добиться ее эффективного действия не представляется возможным: нельзя обеспечить подготовку и принятие решений с учетом всех аспектов и критериев деятельности предприятия. Действительно, нельзя со стороны руководства проводить анализ охраны труда и вырабатывать на этой основе рекомендации, без учета задач, стоящих перед предприятием в части объемов и сроков поставки продукции, решения технологических, экологических и прочих проблем.
Процесс производства един. Спроектированный с учетом только лишь одного критерия, он не может быть жизнеспособным. Это негативно сказывается на деятельности всех уровней управления предприятием. Но, прежде всего, на работе высших руководителей, основной задачей которых является организация деятельности предприятия как единого целого. И именно это является основной причиной их недостаточно активного участия во внедрении и обеспечении функционирования системы охраны труда.

4. Направления будущей работы.

Обобщая изложенное, можно предложить два основных направления дальнейшей организации работ в этой области.
Первое заключается в научно-методической и организационной проработке вопросов интеграции систем охраны труда в систему менеджмента предприятия в целом и разработке на этой основе рекомендаций для предприятий. При этом необходимо воспользоваться накопленным, прежде всего на предприятиях-лидерах в своих отраслях промышленности, опытом проектирования структур управления предприятием.
В связи с этим необходимо специально отметить, что, как показывает отечественная и зарубежная практика, успешное действие структуры управления возможно только при условии ее опоры на информационную базу, предусматривающую организацию информационного взаимодействия между всеми подразделениями предприятия и интегрированную переработку информации. Безусловно, эти вопросы должны найти отражение в будущих рекомендациях и руководствах.
Целесообразно обобщить отечественный и зарубежный опыт создания интегрированных структур управления предприятием, проанализировать действующую практику проектирования предприятий, а также ГОСТ на управление промышленным предприятием и производственным объединением, разработанный в восьмидесятых годах научными организациями Госстандарта СССР и других министерств, ведомств. В этой связи следует:

  • Организовать проведение научно-исследовательских работ и разработать рекомендации по интеграции системы охраны труда в действующую систему управления предприятием. Говоря о сегодняшней практике внедрения СОУТ, обратить внимание специалистов предприятий и консультационных организаций на необходимость при создании, внедрении и совершенствовании системы охраны труда согласования процессов принятия решений по всем критерием деятельности предприятия.
  • Организовать в РФ разработку рекомендаций по интегрированию охраны труда в систему менеджмента предприятия в целом.
  • Обратиться в ВОЗ/МОТ с предложением создать комитет по интегрированию охраны труда в систему менеджмента предприятия в целом. Учитывая высокий научный потенциал в области управления, накопленный в СССР и РФ, отечественные специалисты могли бы внести значительный вклад в его работу.

Г.Федорович.