Новости

Охрана труда – перспективы
26.06.2017

Оба мероприятия, и Всероссийскую неделю охраны труда 2017 г. (далее – ВНОТ), и V Всероссийский съезд специалистов по охране труда (далее – ВССОТ) представляют собой единый комплекс разнесенный по времени. У них единый итоговый документ Резолюция «Основные направления совершенствования системы управления охраной труда и мероприятия по их реализации».

Для того, чтобы понять смысл (возможно – замысел) комплекса ВНОТ-ВССОТ, стоит оценить общую ситуацию с охраной труда (далее – ОТ) в стране. Прежде всего – об Ассоциации «Эталон». Это сообщество специалистов и экспертов в области ОТ. Ассоциация открыта для обмена опытом и установления деловых контактов между ее членами и с другими специалистами. Это одно из самых динамичных сообществ на национальном уровне. Инициатор такого масштабного проекта как ВНОТ, в рамках которого проводится ряд мероприятий различной направленности , тематик и форматов: круглые столы, экспертные сессии, открытые дискуссии, презентации и др. Мероприятия ведут авторитетные эксперты, представители администрации, научных и консалтинговых организаций, ведущие специалисты крупных промышленных компаний. Участники (компании и их сотрудники) получают широкие возможности для развития на профессиональном и корпоративном уровнях. Мероприятия такого сорта нужны со многих точек зрения. Одна из них такова.

Занятия в области ОТ – это тяжелый и не всегда благодарный труд. В текучке дел и забот легко потерять смысл деятельности по ОТ, направленной на то, чтобы сохранить здоровье, а подчас и жизнь, миллионам тех работников, кто вполне может лишиться и того и другого, зарабатывая на жизнь опасным для нее способом. Однако, довольно часто заботы о правильно составленных актах, протоколах, отчетах подменяют реальные проблемы. Из всех профессиональных вопросов остается один: когда меня накажут/уволят за вполне формальные огрехи в работе? Надо сказать, что изобилие чиновников из всевозможных ведомств по контролю, надзору, регулированию способствуют консервации такого положения.

В этом плане мероприятия на ВНОТ-ВССОТ помогают восстановить правильный ракурс видения проблем с ОТ. По замечанию Президента Ассоциации «Эталон» О.А.Косырева «Мы видим, как меняется наша страна, развивается и модернизируется производство. Время объединить усилия профессионального сообщества для создания новой высокоэффективной системы обеспечения безопасности человека труда». В материалах ВНОТ-ВССОТ представлен спектр направлений совершенствования законодательства и системы управления в области ОТ. Эти результаты доступны всем участникам мероприятий ВНОТ-ВССОТ. Важно, что как сами мероприятия, так и их результаты поддержаны Министерством труда и социальной защиты РФ, а также органами исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ.

Об этом, в частности, говорил в своем выступлении на ВССОТ директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ В.А.Корж.

В последние годы Минтруд России активно разрабатывает и издает современные детальные правила по охране труда, а также актуализирует действующие. Системная работа, в том числе по пропаганде безопасного труда, позволяет сохранить в России динамику снижения производственного травматизма на протяжении продолжительного времени. К примеру, количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в прошлом году по сравнению с 2010 г. уменьшилось в 1,7 раза.

В.А.Корж рассказал, что с целью совершенствования нормативно-правового обеспечения в области ОТ для различных видов экономической деятельности, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости среди работников Минтруд России активно ведет плановую работу по актуализации действующих правил по ОТ, разработке и изданию новых правил, а также типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Работник должен соблюдать меры безопасности, проходить инструктаж и т. д. Однако, организовать на предприятии систему управления ОТ, чтобы не было травм обязан работодатель. Если он не занимается этими вопросами, не обеспечивает людей, например, средствами индивидуальной защиты, можно пожаловаться в Государственную трудовую инспекцию, которая есть в каждом регионе.

Минтрудом России утверждена программа пересмотра (разработки) правил по ОТ до 2018 года, которой предусмотрено принятие 24 правил по ОТ. Приоритеты в издании и актуализации действующих правил устанавливаются исходя из фактического уровня производственного травматизма в отдельных видах экономической деятельности, состояния условий и ОТ. При разработке правил по ОТ учитывается так называемый «рейтинг травматизма», то есть в первую очередь правила по ОТ разрабатываются для тех видов экономической деятельности, в которых фиксируется максимальный уровень травматизма.

В своем выступлении В.А.Корж рассказал также о результатах работы по проведению государственной экспертизы условий труда с целью оценки качества проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) в субъектах Российской Федерации, обратив особое внимание на недостатки при ее проведении в целом и отдельно по регионам. Минтрудом проводится большая работа по рассмотрению разногласий по вопросам экспертизы качества СОУТ и об изменениях, внесенных в порядок рассмотрения разногласий по проведению экспертизы качества СОУТ в части уточнения его отдельных положений. С этой целью Минтруд выпустил Приказ №501н от 08.09.2016 г. «Об утверждении порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда». «Проводниками» новых документов, новых правил по охране труда должны стать инспекторы по труду. В различных формах – семинары, встречи, в ходе проверочных мероприятий, различных информационно-консультационных акций, они должны доводить до работодателей то, что выпущены новые акты, которыми нужно руководствоваться.

Результаты работы V Всероссийского съезда специалистов по охране труда сформулированы в итоговой резолюции «Основные направления совершенствования системы управления охраной труда и мероприятия по их реализации». Это достаточно интересный и важный документ, определяющий перспективы развития ОТ в стране. Имеет смысл подробно процитировать его. Он состоит из нескольких блоков, будем придерживаться этой структуры.

1. Государственное управление ОТ.

Поддерживается предлагаемая правительством РФ «Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы)». В рамках этой концепции предполагается

1.1. сформировать ежегодный рейтинг субъектов РФ по уровню соблюдения трудового законодательства,
1.2. разработать методы оценки уровня состояния условий и охраны труда с учетом отраслевых особенностей и масштаба предприятий,
1.3. ввести в концепцию государственной политики в области охраны труда объективную и всестороннюю оценку технического, технологического и кадрового потенциала охраны труда,
1.4. возродить внештатную инспекцию труда с внесением в трудовое законодательство института общественных инспекторов охраны труда.

2. Кадровое обеспечение ОТ.

Для развития кадрового потенциала сферы ОТ необходимо

2.1. определить основные направления совершенствования деятельности и повышения статуса специалистов в области ОТ, повышение роли и места профессионального сообщества в системе государственного управления ОТ,
2.2 сформировать национальную систему процедур профессиональных квалификаций и механизмы независимой оценки профессионального уровня квалификации специалистов в области ОТ,
2.3. создать Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в области безопасности по укрупненной группе специальностей и направлений 20.00.00 – «Техносферная безопасность и природообустройство» с участием представителей Федерального учебно-методического объединения (ФУМО), Ассоциации «ЭТАЛОН», представителей работодателей, профессиональных объединений, ассоциаций (союзов) и иных организаций
2.4. сформировать Координационный Совет для согласования образовательных программ специалистами профильных ведомств, отвечающих за различные вопросы организации управления ОТ, безопасностью труда, гигиеной и медициной труда.

3. Совершенствование трудового законодательства.

Необходимо провести анализ направлений реформирования законодательства в сфере ОТ, совершенствования нормативно-правового обеспечения ОТ:

3.1. принять нормативно-правовые основы по оценке и управлению профессиональными рисками, в т.ч. типовую методику количественной оценки профессиональных рисков.
3.2. гармонизировать системы управления ОТ, промышленной безопасностью, производственным контролем в организации, устранение противоречий в нормативной правовой базе.
3.3. ввести в ТК методологию и порядок учета несчастных случаев на производстве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
3.4. определить в ТК порядок и размер финансирования мероприятий по улучшению условий и ОТ в государственных унитарных предприятиях, федеральных учреждениях и иных бюджетных организациях,
3.5. рекомендовать Министерству труда и социальной защиты РФ проработать вопрос о внесении изменения и дополнения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, предусматривающие финансовое обеспечение за счет сумм страховых взносов расходов предприятий на обучение правилам оказания первой помощи работников.
3.6. разработать и ввести федеральный реестр несчастных случаев на производстве и определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение реестра.
3.7. разработать и реализовать единый подход и общую методику (методологию, методические рекомендации, указания) оценки экономических потерь в результате производственного травматизма и профзаболеваемости на уровне организации. Результатом должен стать долгосрочный план разработки новых и совершенствования существующих нормативных правовых актов по ОТ.

4. Интеграция ОТ в систему менеджмента предприятия.

4.1. Используя опыт проектирования структур управления предприятием, накопленный, прежде всего на предприятиях-лидерах в своих отраслях промышленности, провести научно-методическую и организационную проработку вопросов интеграции систем ОТ в систему менеджмента организации в целом и разработать на этой основе рекомендации для организаций.
4.2. целесообразно принять нормы о единой системе управления охраной и гигиеной труда, единой процедуры проведения СОУТ и производственного контроля условий труда в организации; для этого:
4.2.1 провести гармонизацию санитарных нормативы с законодательством о специальной оценке условий труда,
4.2.2. ввести обязательный учет результатов специальной оценки условий труда при проведении производственного контроля.
4.2.3. организовать «Горячую линию» по вопросам проведения СОУТ, разработать и утвердить методические материалы по проведению СОУТ (словарь терминов, комментарии ФЗ «О специальной оценке условий труда», комментарии «Методики проведения СОУТ»),
4.3. обратиться в МОТ с предложением создать комитет по интегрированию охраны труда в систему менеджмента организации в целом.

5. Психолого-эргономическое обеспечение ОТ в организации.

5.1. Рекомендовать организацию психолого-эргономических (или психофизиологических) служб в организациях, использующих опасные технологии, сталкивающихся с высокой вероятностью рисков несчастных случаев, аварий и катастроф
5.2. Внести дополнения в профессиональный стандарт специалиста по охране труда, направленные на включение в характеристику квалификации требования к самому работнику, его профессиональному поведению, вопросы психолого-эргономического обеспечения и развития ОТ в организации,
5.3. В целях профилактики синдрома «профессионального выгорания», стрессов, хронической усталости, профилактики профзаболеваний, сохранения работоспособности кадров, уменьшения их текучести, разработать методические рекомендации по комплектации кабинетов реабилитации и психологической разгрузки, комнат отдыха в организациях специализированным оборудованием для физиологического и психоэмоционального восстановления сотрудников.
5.4. Рекомендовать ВАК РФ обсудить вопрос о создании научной специальности «Эргономическое обеспечение человеко-машинных систем» в рамках группы 05.13. Рассмотреть вопрос о восстановлении деятельности диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности «Психология труда, инженерная психология и эргономика (технические науки)».

6. Применение СИЗ.

В этой области давно назрели вопросы

6.1. о целесообразности единого нормативно-правового регулирования обеспечения средств индивидуальной защиты и санитарной одежды, санитарной обуви и санпринадлежностей, которые используются работниками здравоохранения, фармацевтики, торговли, пищевой промышленности и т.д.
6.2. о внесении в проект Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, или связанных с загрязнением
6.3. об изменениях по допустимости увеличения сроков носки дежурных комплектов и комплектов, выдаваемых совместителям на 50%.
Для решения этих вопросов следует: 6.4. создать экспертные группы, включающие в том числе представителей научного сообщества, специалистов по охране труда, разработчиков и производителей СИЗ, с целью разработки и дальнейшего совершенствования методов оценки эффективности по отдельным видам СИЗ с учетом накопленного отечественного и мирового опыта проведения такой оценки и новейших разработок в области СИЗ,
6.5. использовать риск-ориентированный подход при актуализации типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
6.6. привлечь экспертные группы к подготовке учебных программ и участию в обучении специалистов по проведению специальной оценки условий труда.

7. Медицина труда.

Накопилось много проблем, связанных с координацией деятельности Минтруда, Минздрава, РПН и других ведомств по снижению числа профессиональных заболеваний, предупреждения развития тяжелых форм профессиональной и общей патологии с инвалидизацией, совершенствования медицинской и социальной защищенности работников, их трудовой адаптации. Решение может иметь вид Федеральной программы «Развитие службы профпатологии Российской Федерации», в которой следует предусмотреть, в частности, проведение полноценной модернизации законодательной и нормативной правовой базы в сфере профпатологии, расследования и учета профессиональных заболеваний и социального страхования от профессиональных заболеваний, включающей определение единых источников финансирования деятельности центров профессиональной патологии, в том числе экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией.

Здесь прежде всего следует:

7.1. разработать на основе международных требований к программам по охране здоровья работников и основным положениям МОТ в области охраны труда типовую программу «Здоровье», в которой определить фундаментальные принципы медицинского и гигиенического сопровождения работников производственной сферы, включая концепцию оказания специализированной профпатологической помощи работающему населения России.
7.2. внедрить критерии ранних признаков воздействия вредных и/или опасных производственных факторов и начальных признаков профессиональных заболеваний у работающих.
7.3. внести изменения в действующий перечень профессиональных заболеваний с целью совершенствования практики экспертизы связи заболевания с профессией.
7.4. разработать однозначные и объективные критерии наличии связи заболевания с воздействием конкретных вредных производственных факторов с целью обеспечения качества и единообразия принимаемых по результатам экспертизы решений.
7.5. создать единую информационную систему о фактическом состоянии здоровья работающего населения и условиях труда, в том числе и Федерального персонифицированного регистра лиц, страдающих профессиональными заболеваниями.

Подводя итоги работе комплекса ВНОТ-ВССОТ в 2017 году.

Даже приведенное выше поверхностное описание результирующего документа Резолюции «Основные направления совершенствования системы управления охраной труда и мероприятия по их реализации» (сам документ содержит 20 стр. текста), свидетельствует о достойной уважения полноте охвата проблем ОТ на мероприятиях ВНОТ. Организаторы предполагают разослать сводные материалы «руководителям федеральных органов государственной власти, органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, отраслевых и межотраслевых профсоюзов, объединений работодателей, других заинтересованных организаций с призывом направить свою деятельность и усилия на реализацию предложений участников Недели и с предложением учесть документы Недели при подготовке совместно с профессиональным сообществом планов работы в сфере охраны труда».

Здесь впервые появляется нечто, вызывающее сомнение в эффективности подобной «стрельбы по площадям». Вполне общее место: документ будет работать, если его ждут. Например: кому-то нужно подкрепить свое давно созревшее решение и здесь коллективное компетентное мнение профессионалов будет кстати. Однако, вполне иллюзорна надежда на то, что темы Резолюции случайно совпадут с интересами обитателей высоких кабинетов. Просто так Резолюцию читать не будут, если только за ворохом фактов, за всей этой правдой не заметят тяжелых шагов неведомого движения, эволюции истории. Но для этого чиновников нужно целенаправленно ориентировать.

Для того, чтобы Резолюция сработала, Ассоциация «Эталон» должна взять на себя роль метамедиатора процесса развития работ по ОТ в стране. Необходимо опосредовать связи между производителями научного продукта (алгоритмов динамического наблюдения, результатов эпидемиологических и гигиенических исследований) и его потребителями (административным аппаратом). Необходимо оптимизировать и профессионализировать контакты. Ассоциация может выступить с одной стороны своеобразным потребителем научных результатов, предъявляющим специфические требования и запросы их производителям. С другой стороны – поставщиком конечного продукта (нормативно-правового обеспечения в области ОТ) для федеральных органов государственной власти.

Разумеется, здесь требуется большая работа по сбору информации о субъектах предложения и спроса и об их возможностях и требованиях. Необходимы устойчивые контакты с обеими сторонами, возможно - формирование спроса и стимулирование предложения, принятие на себя возможных рисков.

Возьмет ли Ассоциация «Эталон» на себя эту роль?

Поживем – увидим.
Г.Федорович.