Новости

Проблемы регулирования и регламентации в сфере охраны труда
16.08.2017

В июле 2017 года произошло событие, важное для тех, кто так или иначе причастен к охране труда на предприятиях, однако прошедшее практически не замеченное ими.

Речь идет о состоявшемся в г. Петрозаводске заседании Рабочей группы экспертного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) под председательством Президента России В.В.Путина. На заседании группа рассмотрела и одобрила к сопровождению 9 новых бизнес-проектов, которые получат административную, методологическую и информационную поддержку. Почти все из рассмотренных бизнес-проектов так или иначе связаны с охраной труда и безопасностью производства.

Важно иметь в виду, что ничего случайного на таком уровне представительства не бывает. Если направленность интересов столь явная, это значит, что в руководстве страной начинается разворот в сторону задачи сохранения здоровья работающего населения. Можно только заметить:

Давно пора!

Действительно, масштабы потерь (людских, финансовых, имиджевых) от плохих условий труда намного превосходят все, что «на слуху» – войны, природные катастрофы, стихийные бедствия …

Вообще говоря, профессиональные заболевания представляют собой серьезную социальную и экономическую проблему мирового масштаба. Из- за них работники и их семьи лишаются средств к существованию, снижается производительность и работоспособность, а также резко возрастают расходы на медицинское обслуживание. По оценкам МОТ, из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно теряется 4% глобального внутреннего валового продукта (ВВП), или приблизительно 2,8 трлн. долларов США, в виде прямых и косвенных издержек, обусловленных травмами и заболеваниями работников, в том числе невыходами на работу по болезни, потерями рабочего времени, потерянными заработками, утратой трудоспособности, выплатой пособий, медицинскими расходами, причиненным имущественным ущербом, потерями квалифицированной рабочей силы и затратами на подготовку новых работников.

Ситуация с масштабами распространения и степенью профессиональных рисков на рабочих местах Российской Федерации неудовлетворительна и значительно более серьезна, чем в экономически развитых странах Запада. Сложившиеся уровни производственного травматизма и профессиональной заболеваемости не способствуют сохранению трудового потенциала страны, ведут к дополнительной социальной и экономической нагрузке на общество, становятся существенным бременем. Последние годы растет количество работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. По экспертной оценке в настоящее время насчитывается около 26,6 млн рабочих мест с вредными условиями труда. С каждым годом на 7-8 тысяч человек увеличивается количество работников с диагнозом «профессиональное заболевание». Суммарные экономические потери вследствие неудовлетворительных условий и охраны труда на рабочих местах составили более 2 трлн рублей в год.

Борьба с профессиональными заболеваниями ведется везде и всеми – на фабриках и фермах, в офисах и на нефтяных вышках, на предприятиях и в населенных пунктах. Хотя для противодействия им на национальном и международном уровнях принимаются важные меры, под воздействием технических и социальных перемен постоянно возникают новые опасности и риски. Помимо ранее существовавших опасных факторов, сегодня в сфере труда таятся новые угрозы, такие как растущее число психических расстройств и повреждений опорно-двигательного аппарата. Миллионы работников подвергаются воздействию опасных условий труда и при этом не имеют никакой системы защиты.

Необходима комплексная программа профилактики, нацеленная на борьбу как с производственными травмами, так и с профессиональными заболеваниями. Эта программа должна делать акцент на ряде принципов:

  • нельзя игнорировать проблему только потому, что она не поддается простому решению;
  • выявление, профилактика и лечение профессиональных заболеваний, а также совершенствование систем учета и уведомления о них должны стать первоочередными задачами;
  • развитие и расширение национальных программ в области охраны труда необходимо для обеспечения здоровья как отдельных людей, так и всего общества в целом.

Возможные направления развития охраны труда.

Один из бизнес-проектов, получивших поддержку АСИ, это персональное устройство для мониторинга состояния здоровья и уровня стресса сотрудников. Это фитнес-трекер, способный в реальном времени подсчитать калории и определить уровни эмоционального напряжения и гидратации организма. В настоящее время проходит пилотная апробация предлагаемого решения в крупных добывающих и производственных компаниях с целью проведения исследований по применению технологии.

С точки зрения гигиены труда, это решение представляет собой шаг в сторону от принятого направления развития охраны труда в нашей стране. Предлагается следить не за производственной средой, а за состоянием работника. Если состояние не выходит за границы допустимого, беспокоиться не о чем. В противном случае следует проводить исследование условий труда с целью выявления вредных производственных факторов (ВПФ) и определения их уровней для последующего принятия решения о приведении условий труда в норму.

Другое направление развития – переход от единичных измерений к мониторингу. Важно осознавать, что производства – это динамические сущности с постоянно меняющимися потребностями и результатами. Однократные измерения дают только мгновенный снимок ситуации на производстве, а единичные показатели действуют лишь в качестве «зеркал заднего вида». Постоянный мониторинг производственной среды и состояния здоровья работников гораздо эффективнее, т.к. он может предоставлять актуальную информацию, позволяющую компаниям определять ресурсосберегающие меры, быстро корректировать затраты и перераспределять сбереженные средства в пользу ответственных направлений. Наблюдение за состоянием производственной среды и трудового процесса должно быть неразрывно связано с оценками здоровья, трудоспособности работников. Это дает возможность стабильного снижения уровней производственно обусловленных заболеваний.

Для того, чтобы мониторинг был бы эффективен, необходимо учитывать актуальные тенденции в области санитарно-гигенического нормирования уровней профессионального риска в процессе трудовой деятельности. Необходима новая концепция санитарно-гигиенического нормирования воздействий вредных производственных факторов, которая будет опираться на зависимости «доза-эффект».

Для проведения мониторинга необходимы специфические средства измерений (СИ), отличающиеся от СИ для однократных измерений наличием развитой IT-составляющей. Возможность внедрения IT-технологий в работу измерительных приборов существует. Она обусловлена широким использованием микропроцессоров в схемах современных СИ. Такие контрольно-измерительные комплексы дают возможность не только программировать режимы измерений, но и хранить и анализировать их результаты.

Выбирая систему мониторинга, следует отдавать предпочтение системе с функциями формирования отчетов и анализа данных, помогающей менеджерам в принятии решений и улучшении показателей. Данные от конкретного измерительного прибора могут сравниваться с предыдущими значениями с различными интервалами, например, ежедневно или ежечасно, либо сравниваются показания нескольких измерительных приборов за заданный период.

Непосредственные измерения показывают характеристики напрямую, без каких-либо допущений. Для таких измерений может быть предложен широкий ассортимент автоматических датчиков, а также множество систем с поддержкой записи снимаемых с них данных – логгеров. Логгеры представляют собой миниатюрные электронные устройства на автономном питании для измерения и записи различных физических величин: температуры, влажности, концентрации углекислого газа и т.д. Логгеры используются мобильно как переносные устройства. Основное применение логгеров – измерение и запись данных. Логгеры являются лучшей альтернативой обычным измерителям параметров производственных условий на рабочем месте, поскольку более неприхотливы, не имеют изнашиваемых механических частей, расходных материалов и не требуют подключения к внешнему питанию.

Функции государства.

Для коренного изменения ситуации необходимо интегрирование охраны труда в финансово-экономический менеджмент производства. Задача это сложная, как в научном, так и в организационном отношении. Законодательное вмешательство государства, в том числе и усилия по «гармонизации» отечественных НПА с западными стандартами, должно быть подчинено этой цели. От государства требуются координирующие усилия по трансформации системы управления ОТ к новым принципам регулирования профессиональных рисков, к совершенствованию процедур оценки условий труда, к созданию системы обучения и сертифицирования работников соответствующих служб.

Процесс производства един. Спроектированный с учетом только лишь одного критерия, он не может быть жизнеспособным. Это негативно сказывается на деятельности всех уровней управления предприятием. Но, прежде всего, на работе высших руководителей, основной задачей которых является организация деятельности предприятия как единого целого. И именно это является основной причиной их недостаточно активного участия во внедрении и обеспечении функционирования системы охраны труда. Необходима научно-методическая и организационная проработка вопросов интеграции систем охраны труда в систему менеджмента предприятия в целом и разработка на этой основе рекомендаций для предприятий. При этом необходимо воспользоваться накопленным, прежде всего на предприятиях-лидерах в своих отраслях промышленности, опытом проектирования структур управления предприятием.

Целесообразно обобщить отечественный и зарубежный опыт создания интегрированных структур управления предприятием, проанализировать действующую практику проектирования предприятий. С этой целью следует организовать проведение научно-исследовательских работ и разработать рекомендации по интегрированию системы охраны труда в действующую систему управления предприятием.

Основными задачами государственной поддержки деятельности по интегрированию охраны труда в финансово-производственную структуру предприятия должно быть создание правовых условий для:

  • Финансирования научных исследований в области безопасности и гигиены труда.
  • Создания научно обоснованной нормативной правовой базы, обеспечивающей разработку государственных нормативов в области охраны профессионального здоровья и обеспечения безопасности работников в местах выполнения работ.
  • Осуществления деятельности, а также формирования соответствующей инфраструктуры, в области обучения специалистов по интегрированию охраны труда в финансово-производственную структуру предприятия.
  • Льготное кредитование работ по охране труда. Для возможности своевременного принятия мер по профилактике нарушений профессионального здоровья работников и обеспечению безопасности в местах выполнения ими своих трудовых обязанностей
  • Льготы по налогообложению и социальному страхованию. Для создания и поддержания условий для обеспечения необходимого уровня безопасности и профессионального здоровья работников на основе учета специфических опасностей, имеющих место в организации, и реализации необходимых и достаточных профилактических мер;

Что из перечисленных шагов будет реализовано, поживем – увидим.
Г.Федорович.