Разумеется, все перечисленное так или иначе будет присутствовать в любом варианте ФЗ, однако расстановка акцентов будет различной. Будет меняться содержание закона и перечень требований к решению основной задачи.
Например, приняв первую концепцию, основной упор следует сделать на формулирование методик обследования (инструментального и экспертного) рабочих мест и на организацию государственного контроля за деятельностью АО. Опубликованный проект ФЗ представляет собой образец такого подхода: в нем подробно прописано кто за кем надзирает, кто кого контролирует, какие документы в этом процессе составляются, куда направляются. Среди всей этой суеты вопрос «зачем?» не может возникнуть вообще. Во второй концепции закона, инструментальным исследованиям отводится подчиненная роль. Основным исходным материалом для обоснования размеров социального страхования будут в этом случае данные по уровням профессионально обусловленных заболеваний (ПОЗ) с временной утратой трудоспособности и с выходом на пенсию по инвалидности.
В этом случае, основное внимание в законе следует уделить требованиям к структуре исходных данных – она должна определяться потребностями актуарных расчетов. Так как речь идет о серьезном обременении производственной деятельности, методы актуарных расчетов должны быть жестко зафиксированы. Недопустима непрозрачность методик, их необоснованность, возможность произвольной трактовки результатов. Последняя из перечисленных выше концепций представляется наиболее гармонизированной с западными подходами к охране труда. Она в полной мере позволяет использовать как отечественные наработки, так и западный опыт. Разумеется, закон должен оговаривать те же актуарные расчеты, что и выше.
Это требуется для того, чтобы заинтересовать работодателей в создании и поддержании приемлемых условий труда. В отличие от первого варианта концепции, здесь совершенно не требуется организации громоздкой системы контроля за деятельностью АО, так как последние становятся помощниками работодателей, которые и будут оценивать результаты их работы. В этом варианте, однако, существенно повышаются требования к прогностическим методам оценки уровней ПОЗ в зависимости от воздействия вредных производственных факторов (ВПФ).Необходимо в полной мере использовать современные методы прямой классификации условий труда по уровням ПОЗ (см.также здесь). Далее, по нозологической структуре ПОЗ следует определить перечень ВПФ, воздействующих на работников. После этого должны быть проведены инструментальные исследования уровней ВПФ и экспертные оценки рисков травмирования. На основании собранных материалов производится ранжирование обнаруженных ВПФ по степени влияния на ситуацию с ПОЗ на обследуемом предприятии. Следует иметь в виду, что здесь также существуют специфические требования к структуре исходных данных например – к скоррелированности результатов инструментальных исследований и периодических медицинских осмотров. Эти требования определяются методами, которые предполагается использовать для анализа собранных данных. Как структура данных, так и методы анализа должны быть определены в законе или подзаконных актах.
В рамках последней концепции результаты анализа производственной среды и условий труда служат основой для рекомендаций по снижению уровней различных ВПФ с учетом их относительной роли в формировании реальной картины ПОЗ на обследуемом предприятии. Динамика уровней и структуры ПОЗ должна оперативно отражаться на результатах актуарных расчетов взносов предпринимателей по социальному страхованию профессиональных рисков. Таким образом работодатель, как заказчик исследований, может сам судить об эффективности затрат на проведение оценки условий труда. Роль государства в этой схеме минимальна – определить законодательные основы процедур специальной оценки условий труда и реагировать на их нарушения. Повторимся: выбор той или иной концепции закона представляется наиболее насущной задачей. Она определит все остальное – правовые и организационные основы оценки условий труда, состав и правовое положение сторон этого процесса, основные требования к порядку проведения оценки.
Если события, с которых начались эти заметки, как-то связаны с новым ФЗ, это вселяет некоторые надежды на серьезную работу по кодификации трудового законодательства. Вполне возможно, однако, что все это утонет в министерской канцелярской пучине. Можно было бы и не беспокоиться – мало ли что в нашей стране было провалено. Если бы не одно НО: этот закон – одна из реальных возможностей сделать жизнь в стране, в которой жить нашим детям и внукам, хоть немного лучше. Жалко будет, если все сведется к очередному бюрократическому кунштюку и эта возможность будет упущена.
Продолжение следует, Г.Федорович.