Новости

Целесообразность использования аутсорсинга в системе охраны труда
17.03.2011
Предприятиям, передающим охрану труда на аутсорсинг, необходимо четко определить круг задач, для решения которых привлекается аутсорсер, составить полный перечень передаваемых функций службы охраны труда. Это необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное сотрудничество между клиентом и подрядчиком по улучшению условий и охраны труда, исключить возможные конфликты между ними, а также сделать передачу на аутсорсинг функций службы охраны труда выгодной для предприятия.

Аутсорсинг – способ оптимизации деятельности организации за счет концентрации усилий на осуществлении основных видов деятельности и передачи выполнения отдельных видов работ (услуг) специализированным организациям (индивидуальным предпринимателям) на договорной основе с соответствующим сокращением персонала. Это сравнительно новая для России, но широко распространенная на Западе практика повышения эффективности бизнеса.

Термин происходит от английского outsourcing (сокращение от outer-sourceusing), что дословно означает “использование внешнего источника (ресурса)”. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный и временный характер, аутсорсинг обычно имеет длительный характер.

На аутсорсинг передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе контракта продолжительностью не менее одного года. Наличие бизнес-процесса отличает аутсорсинг от других форм оказания услуг и абонентского обслуживания. Аутсорсер – организация, специализирующаяся в области конкретных работ (комплекса услуг) и обладающая соответствующим опытом, квалификацией и техническими возможностями, выполняющая для заказчика отдельные виды работ (услуг) на договорной основе.

Используя аутсорсинг в сфере охраны труда, компания получает следующие преимущества:

1. снижение потребности в инвестициях на развитие непрофильных видов деятельности, повышение экономической эффективности и снижение издержек, связанных с обеспечением соблюдения требований охраны труда (частичная или полная передача функций в области охраны труда аурсорсеру с оплатой его услуг зачастую обходится дешевле, чем организация или использование уже имеющейся корпоративной службы охраны труда для выполнения данных функций);
2. повышение качества и надежности выполнения переданных на профессиональный аутсорсинг функций;
3. делегирование второстепенных функций аутсорсерам позволяет сконцентрировать усилия на основных стратегических целях компании;
4. высвобождение организационных, финансовых и человеческих ресурсов для развития новых направлений деятельности;
5. повышение эффективности и качества работы компании на стратегических направлениях;
6. снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса;
7. повышение инвестиционной привлекательности компании. При использовании аутсорсинга в России выявлены следующие недостатки:
8. уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании (как исполнителей, так и ее руководителей) может оказаться недостаточным для выполнения работ (оказания услуг) на должном уровне;
9. недостаточность рычагов управляющего воздействия на аутсорсера может привести к снижению эффективности переданных ему процессов и увеличению затрат на обслуживание;
10. риск нарушения сохранности имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера в результате предоставления нерегулируемого доступа к документам, данным и материальным ценностям предприятия;
11. увеличение времени решения проблем в чрезвычайных ситуациях, связанное с наличием дополнительного передаточного звена и лишними согласованиями (особенно это актуально для сферы телекоммуникаций).

Указанные недостатки во многом обусловлены отсутствием практического опыта и методических рекомендаций применительно к российским условиям. Зарубежный опыт аутсорсинга у нас недостаточно известен, не обобщен, по нему проведено мало научных исследований, по результатам которых могли бы разрабатываться государственные рекомендации, связанные с правовыми, экономическими, организационными, техническими и технологическими проблемами аутсорсинга, особенно в области охраны труда. Термин “аутсорсинг” в российском законодательстве и нормативных актах отсутствует. Группой экспертов подготовлен проект Положения об аутсорсинге в сфере охраны труда, в экспертном сообществе обсуждается целесообразность и возможность внесения соответствующих поправок в законодательство.

Во многих странах аутсорсинг показал высокую экономическую эффективность. В России аутсорсинг как форма разделения труда находит все новые сферы применения. Чаще всего аутсорсеры в нашей стране выполняют функции по ведению бухгалтерского учета, обеспечению функционирования офиса и его безопасности, поддержке работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, а также оказывают переводческие, транспортные и рекламные услуги. В последнее время аутсорсинг набирает популярность в сфере охраны труда, однако пока, к сожалению, темпы распространения подобной практики далеки от желаемых.

На первом этапе принятия решения об использовании аутсорсинга предприятию необходимо осуществить оценку собственных возможностей, а именно:

1. провести анализ состояния материальнотехнических и производственных ресурсов, оценку возможностей штатного персонала (численность сотрудников и их квалификацию) по выполнению функций в области охраны труда, которые предполагается передать на аутсорсинг;
2. оценить качество и себестоимость услуг в области охраны труда, которые предполагается передать на аутсорсинг, при выполнении их собственными силами;
3. определить потребность в дополнительных капитальных вложениях, необходимых для повышения эффективности и качества выполнения услуг в области охраны труда собственными силами;
4. оценить возможные риски (экономические, снижение качества, несвоевременное предоставление услуг и др.) и связанные с ними потери организации. Сейчас в Интернете много предложений об аутсорсинге. Если раньше существовала услуга “абонентское обслуживание”, то после появления нового термина “аутсорсинг” многочисленные центры по охране труда оперативно отреагировали на инновацию, начав предлагать соответствующую “модную” услугу.

Однако при ближайшем рассмотрении этих предложений выясняется, что чуть ли не в половине случаев они являются фикцией, т. к. никаких серьезных услуг такие организации, предлагающие аутсорсинг, оказать не могут. Если, взвесив все “за” и “против”, руководство предприятия решается на использование аутсорсинговой бизнес-модели, то вторым этапом будет выбор поставщика аутсорсинговых услуг, к которому также необходимо отнестись максимально серьезно.

Аутсорсинг в сфере охраны труда представляет собой передачу функций службы охраны труда на предприятии сторонним организациям – аутсорсинговым провайдерам, или аутсорсерам, – фирмам, которые способны эти функции выполнять быстрее, качественнее и с меньшими затратами, чем службы данного предприятия.

Анализ возможностей претендентов на аутсорсинг предусматривает:

1. проверку правового статуса аутсорсера, наличие необходимых аттестатов аккредитации;
2. изучение работ (услуг), выполняемых аутсорсерами;
3. оценку качества работ (услуг), выполняемых аутсорсерами, и цен на них;
4. проверку опыта работы и коммерческой репутации аутсорсера;
5. проверку кредитной истории аутсорсера. Как показывает практика, руководители организаций часто не в полной мере представляют себе функции, которые обязана выполнять служба охраны труда. Соответственно они не всегда могут объективно оценить необходимость и обоснованность привлечения аурсорсера. В то же время компании-аутсорсеру также очень важно определить функции, которые она будет выполнять, и зафиксировать их полный перечень в договоре.

В сфере охраны труда объективно имеются большие перспективы и возможности для развития практики аутсорсинга. Специализированные привлеченные компании могут выполнять следующие задачи:

1. организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
2. обеспечение сохранения жизни и здоровья работника, организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
3. информирование и консультирование работников организации, в т. ч. ее руководителя, по вопросам охраны труда, влияния факторов рабочей среды и трудового процесса на здоровье работников;
4. изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Значительная часть нареканий и взаимных разочарований в аутсорсинге связана с несовпадением ожиданий клиента и возможностей подрядчика, которые часто обусловлены слабой, неразвитой культурой взаимодействия.

В рамках указанных задач аутсорсеру по договору могут быть переданы следующие функции:

1. определение и выявление опасностей производственного характера, вредных и опасных факторов;
2. составление рекомендаций (планов) по снижению (ликвидации) профессиональных рисков и их выполнение;
3. регулярные проверки оборудования на предмет безопасности;
4. проведение комплексной оценки состояния охраны для того, чтобы в дальнейшем
5. организация могла претендовать на сертификат по охране труда;
6. проведение аттестации рабочих мест;
7. контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
8. учет и анализ состояния причин производственного травматизма;
9. осуществление мероприятий по профилактике профзаболеваемости;
10. консультативное участие в расследовании несчастных случаев на производстве (при этом необходимо учитывать, что если функции по охране труда целиком переданы на аутсорсинг (в организациях численностью до 50 чел.), то все судебные и прочие издержки, связанные с разбирательством, несет аутсорсер. На практике это один из самых серьезных мотивирующих факторов для малых предприятий привлекать аутсорсера в целях защиты от последствий возможных несчастных случаев);
11. разработка программ и организация обучения, тренингов в сфере охраны труда для различных категорий руководителей и рядового персонала;
12. внедрение инноваций в сфере охране труда;
13. организация и проведение корпоративных конкурсов на лучшее соблюдение правил охраны труда, а также других пропагандистских акций;
14. работа с жалобами, обращениями, как внутренними (от штатных работников), так и внешними (например, от работников подрядных организаций), связанными с вопросами охраны труда и техники безопасности;
15. мониторинг изменений законодательства в сфере охраны труда, своевременное оповещение руководителей предприятия об этих изменениях;
16. разработка локальных актов, инструкций в сфере охраны труда;
17. разработка и обоснование планов по охране труда и промышленной безопасности для компаний, претендующих на участие в тендере.

Сейчас принято на Западе (и, безусловно, эта практика будет распространяться в России) включать в тендерные условия раздел о соблюдении подрядчиком требований безопасности и охраны труда. Компании (в т. ч. малые), не имеющие политики в области охраны труда и соответствующей документации, а также налаженной структуры в этой сфере, зачастую просто не допускаются к тендеру.

Это далеко не исчерпывающий список функций, которые могут быть переданы на аутсорсинг с пользой для предприятия. Согласно ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, на свое усмотрение может:

1. создать штатную службу по охране труда;
2. лично осуществлять функции по охране труда;
3. привлечь по гражданско-правовому договору организацию (специалиста), оказывающую услуги в области охраны труда.

Это означает, что на малом предприятии обеспечение системы охраны труда может быть полностью передано на аутсорсинг. Однако наличие в организации собственной службы охраны труда не исключает выгодности и обоснованности привлечения аутсорсера для выполнения ряда функций. Как свидетельствует практика, крупные предприятия все чаще используют аутсорсеров для проведения аттестации рабочих мест, профобучения персонала, мониторинга изменений в законодательстве и других функций, напрямую не связанных с основным бизнеспроцессом.

В юридическом смысле аутсорсинг – это услуга по предоставлению персонала для выполнения им определенной деятельности в пользу организации-заказчика. Для оформления отношений, связанных с аутсорсингом, используется конструкция гражданско-правового договора возмездного оказания услуг (гл. 39 Гражданского кодекса РФ).

Сейчас в профессиональной среде особенно остро дискутируется вопрос: для каких предприятий (крупных или малых) актуально использование аутсорсинга в сфере охраны труда? Действующее законодательство позволяет любым компаниям привлекать специализированные организации для выполнения тех или иных функций в сфере охраны труда.

В договоре на аутсорсинг в сфере охраны труда указываются предмет договора, условия, определяющие требования заказчика к предоставляемой услуге, перечень услуг и сроки их исполнения, стоимость услуг, обязанности заказчика и исполнителя, а также степень их ответственности. Иными словами, в договор аутсорсинга следует включать все существенные условия для договоров данного вида.

Особое внимание следует уделить дате предъявления документов, служащих основанием для расчета за оказанные услуги аутсорсинга.

В соответствии с условиями договора, который может быть заключен только с аккредитованной организацией, ее персонал должен иметь установленные законом лицензии и разрешения на выполнение работ (услуг). Заказчик в заявке определяет необходимое ему количество специалистов, уровень их квалификации и срок работы, а исполнитель обязан предоставить указанный персонал. В тексте договора традиционно требуется установить права и обязанности сторон. Заказчик поручает персоналу исполнителя выполнение определенных функций, работ, устанавливает график и порядок их исполнения, контролирует его качество, а также обеспечивает руководство персоналом исполнителя, для чего назначает ответственного руководителя из числа своих сотрудников.

В тексте договора необходимо установить ответственность сторон. Так, исполнитель несет ответственность за несоответствие квалификации предоставляемого персонала требованиям заказчика. При предъявлении заказчиком обоснованной претензии исполнитель обязан заменить своего специалиста. Заказчик несет ответственность за своевременную оплату услуг исполнителя и в случае нарушения договора уплачивает ему оговоренный штраф.

Заказчик ежемесячно оплачивает услуги исполнителя по предоставлению персонала и обеспечивает ему безопасные условия труда.

Исполнитель ведет расчет и оплачивает труд персонала, предоставленного заказчику, ведет учет рабочего времени, кадровый учет, начисление и уплату необходимых налогов, выполняет иные обязанности, установленные трудовым законодательством для работодателя. В случае если у заказчика имеются претензии к персоналу исполнителя (нарушение трудовой дисциплины, низкая квалификация и т. п.), он письменно извещает об этом исполнителя и предоставляет документы, необходимые исполнителю как работодателю для принятия мер в порядке, установленном законодательством.

Для эффективного выполнения работ по оказанию услуг в области охраны труда предприятие, привлекающее специализированную компанию, должно предоставить ее работникам право на определенные действия на предприятии, подписавшем договор на оказание комплексных услуг по охране труда.

Использование аутсорсинга в сфере охраны труда позволяет предприятию не только снизить затраты на содержание штатных специалистов по охране труда, но и улучшить систему охраны труда и здоровья работников, используя опыт квалифицированных специалистов. Игнорирование требований и рекомендаций компании, привлеченной для выполнения комплексных услуг по охране труда, сделает аутсорсинг малоэффективным, т. к. главная выгода аутсорсинга – это использование передового опыта в области охраны труда.

Источник: Журнал "Справочник специалиста по охране труда".