Основной аспект в сфере охраны труда – устранение причин смертности и заболеваемости трудоспособных граждан
30.05.2011
Вашему вниманию предлагается интервью из журнала "Справочник специалиста по охране труда" №5 с директором Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Натальей Жаровой о новом порядке и о реформировании сферы охраны труда.
– Наталия Викторовна, чем вызвано решение об изменении порядка проведения аттестации рабочих мест? Что не устраивает в текущем положении дел в сфере охране труда?
– Статистика свидетельствует о том, что свыше 72% несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями вызваны управляемыми причинами, в числе которых нарушения требований безопасности, неудовлетворительное состояние рабочих мест, недостатки в обучении работников безопасности труда, несоблюдение трудовой дисциплины и т. д. Неутешительна статистика и по профзаболеваниям и инвалидности работающих. Именно на устранении управляемых причин, связанных с повышением смертности и заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов, мы и намерены сделать акцент в сфере управления охраной труда. А выявить эти факторы и оценить их влияние на человека с целью принятия мер по улучшению условий труда может только аттестация рабочих мест. Причем она должна быть профессиональной и независимой. Практика показывает, что сейчас результаты аттестации состояния рабочего места не всегда соответствуют действительности. Например, у работодателя может возникнуть соблазн документально уменьшить количество мест с вредными условиями труда, чтобы сэкономить средства. Вызывает большие сомнения и профессионализм тех, кто проводит аттестацию рабочего места.
Сейчас Минздравсоцразвития России на законодательном уровне занимается разработкой системы управления профессиональными рисками, цель которой заключается в том, чтобы работник и работодатель были в курсе тех рисков, которые существуют на каждом конкретном рабочем месте, и управляли ими.
– Расскажите, пожалуйста, об этой системе подробнее.
– Суть системы управления профессиональными рисками можно выразить следующими словами: “кто создает риски, тот ими и управляет”. При этом государство формирует побудительные мотивы к тому, чтобы создающий профессиональные риски работодатель предпринимал все необходимые меры по их снижению.
В Евросоюзе система управления профессиональными рисками была создана еще в 1989 г. и сегодня действует практически во всех странах – членах ЕС. В России этот процесс пока не получил законодательного оформления. Но мы движемся в этом направлении: за последние два года в рамках реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008–2010 гг. (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.10.2008 № 586) министерством разработан целый ряд законодательных и иных актов, направленных на формирование системы управления профессиональными рисками.
В первую очередь это законопроект, предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс РФ с целью введения в него понятия “профессиональный риск” и установления обязанностей субъектов трудовых отношений в части оценки, контроля и управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Система позволяет установить связь между компенсациями за работу с теми или иными профессиональными рисками, а также перейти к формированию такой системы страхования от нечастных случаев, которая будет строиться исходя из конкретного риска. Таким образом, выплата компенсаций будет зависеть от конкретных рисков, а не от того, какую должность занимает человек и на каком производстве работает.
При этом эффективное управление профессиональными рисками невозможно без преобразования института оценки условий труда на рабочих местах.
– А как достичь независимой и профессиональной оценки?
– Прежде всего независимость и профессиональность аттестации должны обеспечиваться привлечением к оценке организаций, которые действительно имеют необходимых специалистов и оборудование. Требования, которым должна соответствовать аттестующая компания, четко прописаны в приказе Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н “Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда”. Это наличие измерительного оборудования и приборов, квалифицированного персонала, а также руководства по качеству работ, содержащего признанные методики измерений и др.
При этом аккредитация аттестующих организаций носит уведомительный характер – нужно лишь по установленной форме подать заявку о включении в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, который ведет Минздравсоцразвития России. Число аккредитованных аттестующих организаций, представляющих различные регионы России, увеличивается практически ежедневно.
Аккредитация компаний, занимающихся аттестацией рабочих мест, позволит обеспечить максимально достоверную оценку условий труда, результатам которой доверяли бы и работодатели, и работники.
Напомню, что аккредитацию обязаны проходить и те организации, которые занимаются оказанием услуг и обучением специалистов в сфере охраны труда.
Данные о компаниях, прошедших указанную процедуру, доступны любому пользователю в сети Интернет по адресу: www.rao.rosminzdrav.ru.
Также отмечу, что объективность оценки может быть проверена государственными органами.
Кроме того, повысить объективность результатов аттестации может еще одно нововведение – в соответствии с проектом Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в аттестационную комиссию будет обязательно входить представитель профсоюза, а не только представители работодателя и аттестующей организации, как было ранее. С нашей точки зрения, с учетом того, что по итогам аттестации устанавливаются компенсации, условие участия в комиссии профсоюза должно быть прописано более четко. Если раньше использовалась формулировка “может”, то теперь “должен” участвовать.
– Можно ли утверждать, что с введением нового порядка некоторые работники лишатся предоставляемых им компенсаций?
– Реформирование системы охраны труда направлено в т. ч. и на справедливое предоставление компенсаций тем, кто работает во вредных условиях труда. Переход от списков к установлению компенсаций по итогам аттестации рабочих мест, в зависимости от условий труда, которые существуют на конкретном рабочем месте, позволяет избежать дискриминации работников. С одной стороны, сегодня еще возможна ситуация, когда работник по профессиональному признаку получает компенсацию, хотя вредных условий на его рабочем месте нет. С другой стороны, существует ряд рабочих мест с вредными условиями труда, но действующий в настоящий момент списочный подход не позволяет работникам получать компенсации. Целью перехода на новую систему является установление персональных компенсаций для каждого работника, который занят в неблагоприятных условиях труда, в зависимости от класса условий труда и по результатам аттестации рабочих мест. Компенсации получат все те, кто действительно работает во вредных условиях.
– Говоря об оценке рабочих мест, мы должны учитывать, что рабочие места бывают различными, например стационарными или передвижными. Какими еще правилами, кроме собственно Порядка проведения аттестации рабочих мест, должны руководствоваться аттестующие организации при оценке рабочих мест?
– Действительно, аттестация осуществляется в различных отраслях народного хозяйства, где существует большое количество неоднородных рабочих мест. Мы считаем, что необходимо создать систему стандартов аттестации рабочего места по условиям труда, учитывающих отраслевую специфику, а также специфику отдельных видов работ.
Это крайне необходимо для того, чтобы результаты аттестации рабочих мест по условиям труда были стандартизированными и, таким образом, признаваемыми всеми участниками трудовых отношений: работодателем, работником, государством. Именно эти стандарты позволили бы осуществлять эффективный контроль за качеством проводимой работы со стороны государства. Стандарты безопасности труда будут согласованы со всеми сторонами социального партнерства.
Также перед нами стоит задача пересмотра требований (в первую очередь – санитарно-эпидемиологических), в целях повышения эффективности оценки совокупного влияния различных вредных производственных факторов на человека.
Таким образом, за короткий период нам предстоит сформировать целостную систему стандартов безопасности труда, устанавливающих единые требования к выявлению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда в рамках проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
– Как известно, процедура аттестации не бесплатная. Как быть в такой ситуации малому бизнесу, который не располагает большими средствами?
– Дело в том, что в соответствии с порядком все рабочие места должны быть аттестованы в течение пяти лет, т. е. проводить оценку всех мест одновременно не требуется. Кроме того, существует такое понятие, как “аналогичные рабочие места”, т. е. схожие по производственным процессам, применяемому оборудованию, поэтому при наличии нескольких аналогичных рабочих мест проверка проводится по одному из них, что позволяет сэкономить средства.
– Немаловажный момент – уровень компетентности работников, а также специалистов, отвечающих за охрану труда, и всех сотрудников в целом. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?
– Как уже говорилось, причины большинства несчастных случаев – управляемые, и среди них – плохая подготовка работников в сфере охраны труда. Существующие сегодня системы обучения персонала сориентированы преимущественно на теоретическую подготовку всех категорий работников и не учитывают необходимости приобретения работниками практических навыков безопасного выполнения работ. Назрела необходимость изменить порядок обучения по охране труда и проверке знаний. Такая работа сейчас проводится Минздравсоцразвития России.
В основе будущей системы образования в сфере охраны труда должна лежать града ция видов обучения по срокам, глубине и направленности для различных категорий работников. Система должна представлять собой модульный профиль, включающий помимо теоретического блока еще и практический, который позволит работнику овладеть навыками безопасного выполнения работ. В настоящее время Минздравсоцразвития России совместно с подведомственными институтами разрабатываются и новые программы обучения по охране труда, и предложения по совершенствованию порядка такого обучения. Определенные наработки в этом направлении у нас уже есть, сейчас готовим итоговый документ.
Помимо этого министерством предлагается создание и оснащение сети федеральных обучающих центров в целях комплексной подготовки персонала по охране труда с использованием современных технологий. Указанные центры будут создаваться на базе федеральных государственных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, и их филиалов.
Беседовала Л.В. Проноза
11.05.2011 Журнал "Справочник специалиста по охране труда"