Новости

Основной аспект в сфере охраны труда – устранение причин смертности и заболеваемости трудоспособных граждан
30.05.2011
Вашему вниманию предлагается интервью из журнала "Справочник специалиста по охране труда" №5 с директором Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Натальей Жаровой о новом порядке и о реформирова­нии сферы охраны труда.

– Наталия Викторовна, чем вызвано решение об изменении порядка проведе­ния аттестации рабочих мест? Что не устраивает в текущем положении дел в сфере охране труда?

– Статистика свидетельствует о том, что свыше 72% несчастных случаев на производ­стве с тяжелыми последствиями вызваны управляемыми причинами, в числе кото­рых нарушения требований безопасности, неудовлетворительное состояние рабочих мест, недостатки в обучении работников безопасности труда, несоблюдение трудовой дисциплины и т. д. Неутешительна статисти­ка и по профзаболеваниям и инвалидности работающих. Именно на устранении управ­ляемых причин, связанных с повышением смертности и заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов, мы и намерены сделать акцент в сфере управления охраной труда. А выявить эти факторы и оценить их влияние на чело­века с целью принятия мер по улучшению условий труда может только аттестация рабочих мест. Причем она должна быть профессиональной и независимой. Практи­ка показывает, что сейчас результаты атте­стации состояния рабочего места не всегда соответствуют действительности. Например, у работодателя может возникнуть соблазн документально уменьшить количество мест с вредными условиями труда, чтобы сэконо­мить средства. Вызывает большие сомнения и профессионализм тех, кто проводит атте­стацию рабочего места.

Сейчас Минздравсоцразвития России на законодательном уровне занимается разра­боткой системы управления профессиональ­ными рисками, цель которой заключается в том, чтобы работник и работодатель были в курсе тех рисков, которые существуют на каждом конкретном рабочем месте, и управ­ляли ими.

– Расскажите, пожалуйста, об этой системе подробнее.

– Суть системы управления профессио­нальными рисками можно выразить следую­щими словами: “кто создает риски, тот ими и управляет”. При этом государство формирует побудительные мотивы к тому, чтобы создаю­щий профессиональные риски работодатель предпринимал все необходимые меры по их снижению.

В Евросоюзе система управления про­фессиональными рисками была создана еще в 1989 г. и сегодня действует практически во всех странах – членах ЕС. В России этот процесс пока не получил законодательного оформления. Но мы движемся в этом на­правлении: за последние два года в рамках реализации Программы действий по улучше­нию условий и охраны труда на 2008–2010 гг. (утв. приказом Минздравсоцразвития Рос­сии от 23.10.2008 № 586) министерством разработан целый ряд законодательных и иных актов, направленных на формирование системы управления профессиональными рисками.

В первую очередь это законопроект, предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс РФ с целью введения в него понятия “профессиональный риск” и установления обязанностей субъектов тру­довых отношений в части оценки, контроля и управления профессиональными рисками, профилактики производственного травма­тизма и профессиональных заболеваний.

Система позволяет установить связь между компенсациями за работу с теми или иными профессиональными рисками, а так­же перейти к формированию такой системы страхования от нечастных случаев, которая будет строиться исходя из конкретного рис­ка. Таким образом, выплата компенсаций будет зависеть от конкретных рисков, а не от того, какую должность занимает человек и на каком производстве работает.

При этом эффективное управление про­фессиональными рисками невозможно без преобразования института оценки условий труда на рабочих местах.

– А как достичь независимой и профес­сиональной оценки?

– Прежде всего независимость и профес­сиональность аттестации должны обеспечи­ваться привлечением к оценке организаций, которые действительно имеют необходимых специалистов и оборудование. Требования, которым должна соответствовать аттестую­щая компания, четко прописаны в приказе Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н “Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания кото­рых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда”. Это наличие измерительного оборудования и приборов, квалифицированного персонала, а также руководства по качеству работ, содержащего признанные методики измерений и др.

При этом аккредитация аттестующих организаций носит уведомительный харак­тер – нужно лишь по установленной форме подать заявку о включении в Реестр аккре­дитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, который ведет Минздравсоцразвития России. Число аккредитованных аттестующих организа­ций, представляющих различные регионы России, увеличивается практически еже­дневно.

Аккредитация компаний, занимающихся аттестацией рабочих мест, позволит обес­печить максимально достоверную оценку условий труда, результатам которой доверяли бы и работодатели, и работники.

Напомню, что аккредитацию обязаны проходить и те организации, которые зани­маются оказанием услуг и обучением специа­листов в сфере охраны труда.

Данные о компаниях, прошедших ука­занную процедуру, доступны любому поль­зователю в сети Интернет по адресу: www.rao.rosminzdrav.ru.

Также отмечу, что объективность оценки может быть проверена государственными органами.

Кроме того, повысить объективность результатов аттестации может еще одно нововведение – в соответствии с проектом Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в аттестационную комиссию будет обязательно входить пред­ставитель профсоюза, а не только представи­тели работодателя и аттестующей организа­ции, как было ранее. С нашей точки зрения, с учетом того, что по итогам аттестации уста­навливаются компенсации, условие участия в комиссии профсоюза должно быть прописа­но более четко. Если раньше использовалась формулировка “может”, то теперь “должен” участвовать.

– Можно ли утверждать, что с вве­дением нового порядка некоторые ра­ботники лишатся предоставляемых им компенсаций?

– Реформирование системы охраны труда направлено в т. ч. и на справедливое предоставление компенсаций тем, кто ра­ботает во вредных условиях труда. Переход от списков к установлению компенсаций по итогам аттестации рабочих мест, в зависи­мости от условий труда, которые существуют на конкретном рабочем месте, позволяет из­бежать дискриминации работников. С одной стороны, сегодня еще возможна ситуация, когда работник по профессиональному при­знаку получает компенсацию, хотя вредных условий на его рабочем месте нет. С другой стороны, существует ряд рабочих мест с вредными условиями труда, но действующий в настоящий момент списочный подход не позволяет работникам получать компен­сации. Целью перехода на новую систему является установление персональных ком­пенсаций для каждого работника, который занят в неблагоприятных условиях труда, в зависимости от класса условий труда и по результатам аттестации рабочих мест. Ком­пенсации получат все те, кто действительно работает во вредных условиях.

– Говоря об оценке рабочих мест, мы должны учитывать, что рабочие места бывают различными, например стацио­нарными или передвижными. Какими еще правилами, кроме собственно Порядка проведения аттестации рабочих мест, должны руководствоваться аттестую­щие организации при оценке рабочих мест?

– Действительно, аттестация осущест­вляется в различных отраслях народного хо­зяйства, где существует большое количество неоднородных рабочих мест. Мы считаем, что необходимо создать систему стандартов ат­тестации рабочего места по условиям труда, учитывающих отраслевую специфику, а также специфику отдельных видов работ.

Это крайне необходимо для того, что­бы результаты аттестации рабочих мест по условиям труда были стандартизированны­ми и, таким образом, признаваемыми всеми участниками трудовых отношений: работо­дателем, работником, государством. Именно эти стандарты позволили бы осуществлять эффективный контроль за качеством про­водимой работы со стороны государства. Стандарты безопасности труда будут согла­сованы со всеми сторонами социального партнерства.

Также перед нами стоит задача пересмот­ра требований (в первую очередь – санитар­но-эпидемиологических), в целях повышения эффективности оценки совокупного влияния различных вредных производственных фак­торов на человека.

Таким образом, за короткий период нам предстоит сформировать целостную систему стандартов безопасности труда, устанавли­вающих единые требования к выявлению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения усло­виями труда в рамках проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

– Как известно, процедура аттеста­ции не бесплатная. Как быть в такой ситуации малому бизнесу, который не располагает большими средствами?

– Дело в том, что в соответствии с по­рядком все рабочие места должны быть аттестованы в течение пяти лет, т. е. про­водить оценку всех мест одновременно не требуется. Кроме того, существует такое понятие, как “аналогичные рабочие места”, т. е. схожие по производственным процессам, применяемому оборудованию, поэтому при наличии нескольких аналогичных рабочих мест проверка проводится по одному из них, что позволяет сэкономить средства.

– Немаловажный момент – уровень компетентности работников, а также специалистов, отвечающих за охрану труда, и всех сотрудников в целом. Какие шаги предпринимаются в этом направ­лении?

– Как уже говорилось, причины боль­шинства несчастных случаев – управляемые, и среди них – плохая подготовка работников в сфере охраны труда. Существующие сего­дня системы обучения персонала сориенти­рованы преимущественно на теоретическую подготовку всех категорий работников и не учитывают необходимости приобрете­ния работниками практических навыков безопасного выполнения работ. Назрела необходимость изменить порядок обучения по охране труда и проверке знаний. Такая работа сейчас проводится Минздравсоцраз­вития России.

В основе будущей системы образования в сфере охраны труда должна лежать града­ ция видов обучения по срокам, глубине и направленности для различных категорий работников. Система должна представлять собой модульный профиль, включающий по­мимо теоретического блока еще и практиче­ский, который позволит работнику овладеть навыками безопасного выполнения работ. В настоящее время Минздравсоцразвития России совместно с подведомственными институтами разрабатываются и новые про­граммы обучения по охране труда, и предло­жения по совершенствованию порядка такого обучения. Определенные наработки в этом направлении у нас уже есть, сейчас готовим итоговый документ.

Помимо этого министерством предлага­ется создание и оснащение сети федеральных обучающих центров в целях комплексной подготовки персонала по охране труда с использованием современных технологий. Указанные центры будут создаваться на базе федеральных государственных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, и их филиалов.

Беседовала Л.В. Проноза

11.05.2011 Журнал "Справочник специалиста по охране труда"