Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня насыщенная повестка дня. Хотел бы остановиться на нескольких вопросах, которые считаю наиболее важными. Начну с проблемы, которая связана с нашей политикой по обеспечению безопасности и с улучшением системы охраны труда на производстве. На предприятиях с тяжёлыми, вредными или опасными условиями труда у нас занято порядка 40% работающих в промышленности – это примерно 5 млн человек, чуть даже больше: 5 млн 106 тыс. человек из 12 млн 349 тыс. работников промышленности. Представляете, какая большая армия людей работает в очень тяжёлых, сложных и вредных условиях?
Конечно, во многом это следствие несовершенства структуры экономики, отражение технологической слабости, отсталости некоторых отраслей. Вот почему (в том числе и поэтому) цели модернизации заложены у нас в программу развития страны до 2020 года, вот почему об этом постоянно говорит Дмитрий Анатольевич Медведев. Нам поэтому так важно последовательно вести линию на перевооружение промышленности, внедрение инноваций и современных экологических стандартов, обновление, создание качественных рабочих мест. Неэффективная занятость, зоны риска для работников должны уходить в прошлое.
Вместе с тем объективно невозможно полностью и в одночасье отказаться от производств, связанных с особыми, сложными условиями труда. Но наша с вами обязанность в данной ситуации – надёжно гарантировать права и законные интересы трудящихся, создать систему, которая защищала бы здоровье, жизнь людей и, с другой стороны, не позволяла бы недобросовестному работодателю экономить на стандартах безопасности, игнорировать экологические требования.
Кстати, и это тоже очень серьёзно, уже чисто экономический фактор: прямые экономические потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда ежегодно составляют примерно 2 трлн рублей – это 4,2% ВВП страны. Я ещё раз хочу подчеркнуть: безопасность производства – это важнейшая экономическая и социальная задача.
Мы уже серьёзно повысили финансовую и административную ответственность работодателя за несоблюдение надлежащих условий труда, но нужны и другие, комплексные шаги в этой сфере – от внедрения в вузах и профессиональных училищах образовательных программ по охране труда до улучшения работы контрольных и надзорных органов. Вы знаете, мы с вами вместе (многие меня в этих поездках сопровождают) часто бываем на территориях, на различных предприятиях, и часто люди задают вопрос о так называемых доплатах за особые условия труда. Действительно, люди подчас волнуются справедливо, что их могут лишить льгот путём разного рода бумажной эквилибристики. Часто так и происходит, к сожалению, или происходило до недавнего времени, когда по отчётам рабочее место вроде бы перестаёт быть вредным, а на самом деле по факту жизни ничего не меняется. За этим нужно самым внимательным образом следить. Мы внесли уже необходимые изменения в нормативную базу. Теперь уже с 1 сентября текущего года аттестация рабочих мест по условиям труда может проводиться только независимыми аккредитованными организациями при активном участии профсоюзов и по прозрачным, понятным для работодателя и, что самое главное, для работников правилам.
Кстати говоря, в целом по России, и это определённый плюс, надо сказать, размер компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда вырос, и вырос существенно. В 2004 году эти компенсации в среднем по стране были 49 млрд рублей с небольшим, а в 2010 году эти компенсации составили уже более 102 млрд рублей.
Действенная система охраны труда должна базироваться на современных информационных технологиях кроме всего, которые позволяют вести строгий статистический учёт в этой сфере, формировать общую картину, давать отраслевой анализ и прогнозные оценки. И внедрение таких подходов нужно, конечно, ускорять!
В полной мере это касается и выработки научно обоснованных нормативов в сфере охраны труда. Здесь мы должны ориентироваться на самые передовые стандарты и на стандарты Международной организации труда. Такие нормативы должны служить базовым критерием для создания качественных и безопасных рабочих мест.
Сегодня посмотрим, какие дополнительные меры нам необходимо принять в сфере охраны труда, а значит, и в нашей политике по повышению качества жизни людей. Это два понятия, неразрывно связанные между собой.
Следующий вопрос повестки дня, на который я хотел бы обратить внимание, так же затрагивает интересы миллионов наших граждан, связан с настройкой государственного механизма на запросы людей, общества, да и экономики в целом. О чём идёт речь? Напомню, с 1 октября, практически месяц назад, федеральные органы власти перешли на систему электронного взаимодействия при оказании услуг гражданам. Речь идёт о трёх с лишним сотнях услуг, которые предоставляют 56 федеральных ведомств, включая Пенсионный фонд, налоговую и миграционную службы, ГИБДД и некоторые другие, – то есть это действительно массовые услуги.
Уже можно подвести первые итоги. Раньше людям приходилось самим собирать справки, выписки всякие из документов и так далее, в среднем по четыре-пять раз оббегать по кругу всевозможные конторы, фактически делать работу за чиновников. Теперь все необходимые сведения должны передаваться по межведомственным каналам – должны, я подчеркну это. Так это или нет, это ещё надо посмотреть. Кстати, уже сейчас ежедневно фиксируется до 10 тыс. таких информационных запросов. Это число, конечно же, будет увеличиваться и должно увеличиваться. И потому прошу всех руководителей ведомств держать вопрос на личном контроле, постоянно настраивать и повышать эффективность этой системы. Кроме того, впереди у нас следующий шаг – распространить этот опыт на региональный и местный уровни управления.
К 1 июля 2012 года на электронное взаимодействие должны перейти все органы власти субъектов Федерации и муниципалитетов. Отмечу, что 1 июля – это крайний срок. И мы рассчитываем, что многие субъекты Федерации, где работа уже находится в продвинутом состоянии, где информационные базы подготовлены соответствующим образом, каналы связи налажены, – эти регионы сделают работу значительно раньше.
Для поддержки таких регионов мы планируем предусмотреть ежегодное софинансирование со стороны федерального бюджета в размере 670 млн рублей. Соответствующие изменения в госпрограмму «Информационное общество» мы должны сегодня тоже рассмотреть.
В то же время вынужден отметить, что при переходе на новые стандарты работы появляются и проблемы, или, во всяком случае, выявляются проблемы. Прежде всего это касается слабого информирования самих граждан о нововведениях и дополнительных возможностях для удобного получения госуслуг. На сайтах многих ведомств (уважаемые коллеги, обращаю сейчас на это ваше внимание, прошу внимательно отнестись к тому, что я сейчас скажу) отсутствует информация об изменении порядка оказания государственных услуг, о сокращении перечня подаваемых документов. Нет её и на информационных стендах в зданиях госорганов, куда приходят люди с обращениями. Я прошу руководителей ведомств обратить на это внимание, эти недостатки должны быть устранены в самое ближайшее время, здесь нет ничего сложного. А Аппарат Правительства прошу проверить это – прямо с выездом на место, посмотреть прямо на месте, что там есть, чего нет. Это несложно, уважаемые коллеги, надо только обратить на это внимание, личное внимание.
Кроме того, подчеркну важность мониторинга работы министерств и ведомств. Недопустимо, чтобы у заявителей по старой памяти, что называется, запрашивали документы и сведения, уже имеющиеся в электронной базе. Для этого необходимо использовать инструменты обратной связи, нужен постоянный диалог с людьми, общественными объединениями, предпринимательскими кругами. Мы реализуем проект для людей, и прежде всего они должны его оценивать. Ну а мы должны понимать, как они это делают, мы должны знать эти оценки.
И в заключение ещё об одной теме, которую мы сегодня должны рассмотреть. Речь идёт о распределении федеральных дотаций на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов в текущем году. Вы знаете, что мы оказываем субъектам Федерации серьёзную финансовую поддержку, в том числе на решение задач, которые относятся к полномочиям именно субъектов Российской Федерации. Это программы модернизации здравоохранения, обновления школ, благоустройства административных центров, строительства сельских дорог.
С 1 октября на 6,5% был проиндексирован фонд оплаты труда федеральных бюджетников. Мы договорились, что регионы проведут такое же повышение и для работников своих бюджетных учреждений, а федеральный бюджет окажет им необходимую поддержку. Сегодня нам необходимо принять решение – выделить 60 субъектам Российской Федерации 15 с лишним млрд рублей на проведение индексаций заработных плат. Кроме того, часть этих средств пойдёт на компенсацию затрат на топливо и электроэнергию для отдельных территорий Крайнего Севера и Дальнего Востока. Ещё 7,2 млрд рублей до конца года предлагается дополнительно направить на реализацию приоритетных проектов в регионах: это жильё, дороги, спортивные и социальные объекты и так далее.
Все необходимые средства согласованы, зарезервированы и должны быть в срок доведены до получателей.
Давайте перейдём к обсуждению вопросов повестки дня.
Министр здравоохранения Т.А. Голикова:
По данным Росстата продолжается увеличение доли работников, занятых во вредных условиях труда. Так, на начало 2011 года практически каждый третий работник в Российской Федерации трудится во вредных условиях.
Неблагоприятные условия труда порождают также высокий уровень производственного травматизма.
Несмотря на то, что за пятилетний период (с 2006 по 2010 г.г.) по данным Росстата произошло снижение производственного травматизма в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом - в 1,4 раза), его уровень крайне высок. Так, численность погибших на производстве в Российской Федерации значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (Германия – в 4 раза, Франция – в 5,5 раза, Япония – в 2,5 раза).
Вредные условия труда являются причиной большого числа профессиональных заболеваний. Всего на начало 2011 г. по данным центров профпатологий в Российской Федерации насчитывается около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. При этом численность заболевших на производстве ежегодно увеличивается на 7-8 тыс. человек.
Всего потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников составляют ежегодно около 1,94 трлн. рублей или 4,3% ВВП (экспертная оценка ВНИИ охраны и экономики труда Минздравсоцразвития России) и складываются из расходов Фонда социального страхования РФ на выплату обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (159 млрд. рублей), расходов Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда (300 млрд. рублей) и расходов из-за потерь фонда рабочего времени, связанных с неблагоприятными условиями труда и травматизмом (1,48 трлн. рублей).
Основной проблемой является неэффективность сформированной во времена СССР системы управления охраной труда. В современных условиях рыночной экономики она не обеспечивает решение основных задач – сокращение травматизма и заболеваемости работников на производстве, не стимулирует работодателей к улучшению условий труда, носит затратный характер и ориентирована на компенсацию и устранение последствий производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, а не на предупреждение неблагоприятных воздействий на здоровье работника.
В этой связи основной целью модернизации системы управления охраной труда, направленной на постоянное улучшение условий труда работников является переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.
Минздравсоцразвития России в плановом порядке и в рамках реализации поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина реализованы следующие меры.
Во-первых, в целях гармонизации законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда с законодательством развитых стран ратифицирована Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», в соответствии с положениями которой внедряется система управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте.
Подготовлен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о ратификации Конвенции Международной Организации Труда № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий».
Во-вторых, в целях формирования современной системы управления охраной труда, основанной на оценке и управлении профессиональными рисками, в Трудовой кодекс Российской Федерации:
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева проводится работа по гармонизации санитарно-эпидемиологических требований в сфере охраны труда с законодательством развитых зарубежных стран. К формированию плана по пересмотру указанных норм привлечены представители бизнеса и профсоюзов.
В-третьих, в целях повышения достоверности оценки условий труда и профессиональных рисков:
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина проводится системная работа по контролю за деятельностью аттестующих организаций, качеством проводимых ими работ по оценке условий труда работников.
В-четвертых, в целях совершенствования механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников подготовлен и принят Государственной Думой законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», устанавливающий прямую зависимость размера скидки к страховому тарифу от фактических условий труда на предприятии. При этом работодателям, у которых зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки не устанавливаются и предусмотрена надбавка к страховому тарифу.
Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева подготовлен законопроект, предусматривающий добровольное декларирование работодателями соответствия условий труда требованиям законодательства, что позволит снять административные барьеры и снизить издержки работодателей, в первую очередь, микро- и малого бизнеса.
Ежегодно финансируются за счет средств ФСС РФ предупредительные мероприятия, направленные на снижение уровня производственного травматизма и заболеваемости работников. В 2011 году на эти цели было выделено 5,2 млрд. руб. Финансирование указанных мероприятий предусмотрено также в проекте бюджета Фонда на 2012 г. и плановый период 2013-2014 г.г. в следующих размерах: в 2012 году – 6,613 млрд. руб., в 2013 году – 7,192 млрд. руб., в 2014 году – 7,559 млрд. руб..
В-пятых, во исполнение поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в целях регламентации и серьезного усиления ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда Минздравсоцразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации».
В целях усиления защиты работников с применением современных высокоэффективных средств индивидуальной защиты постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1213 утвержден технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты». В настоящее время на его основе разработан технический регламент Таможенного союза.
Одной из приоритетных задач является повышение эффективности медико-санитарного обеспечения работающего населения.
В этих целях в 2011 г.:
Для дальнейшего формирования современной системы управления охраной труда, которая позволит обеспечить достойные, комфортные и безопасные условия труда работников необходимо продолжить работу по следующим основным направлениям:
1. Создание национальной информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках (объединение ведомственных баз данных и формирование единой информационной системы на основе введенной Минздравсоцразвития России в эксплуатацию автоматизированной системы «Профессиональные риски»).
2. Совершенствование системы нормативов в области охраны труда.
Необходимо проведение комплексных научных исследований влияния производственных факторов на здоровье работников и выработки на их основе обоснованных государственных нормативов в сфере охраны труда, отражающих современное состояние техники и технологии, инновационное развитие экономики. В целях организации системных научных исследований в сфере охраны труда предлагается создать научный центр по проблемам охраны труда на базе ФБУ «ВНИИ охраны и экономики труда».
3. Совершенствование трудового законодательства с целью его гармонизации с законодательством развитых стран и дальнейшее развитие механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда.
В этих целях необходимо:
4. Модернизация системы медико-профилактического обслуживания работников.
Задачи:
5. Повышение качества обучения работников в области охраны труда.
Задачи:
6. Совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда.
Необходимы региональные программы улучшения условий труда на основе разработанного Минздравсоцразвития России проекта Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда.
Комплексное решение данных задач позволит обеспечить достижение главной цели – качественного улучшения условий труда работников, снижения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в среднесрочной перспективе (7-10 лет) в 1,5 – 2 раза, т.е. до уровней, достигнутых в развитых странах (США, Япония).
Переход к современной системе управления охраной труда, сформированной на основе оценки профессиональных рисков, предупреждения случаев повреждения здоровья работников на производстве обеспечит сохранение жизни и здоровья работников на производстве, будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране и повышению качества трудового потенциала.
Источник: premier.gov.ru и minzdravsoc.ru