ПРИКАЗ Министра МЗСР Т.А.Голиковой от 14 февраля 2012 г. N 125 « ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ » представляет собой фактический план работ министерства в области охраны труда и социального партнерства на ближайшие годы. Контроль за исполнением приказа возложен на Зам. Министра А.Л.Сафонова.
Стоит отметить, что, судя по истории с 205-м приказом, МЗСР способно проводить намеченную им политику достаточно твердо, невзирая на недовольство тех, кого его решения касаются. Именно поэтому к планам Министерства следует относиться внимательно и готовиться к их внедрению загодя, чтобы не пришлось потом поспешно подстраиваться к развитию событий.
Итак, какие же мероприятия намечаются на ближайшие 3 года?
Весь комплекс разбит на несколько ( 9 ) блоков, расположенных в порядке убывания их важности.
1. Совершенствование информационной системы сбора данных о состоянии условий труда и профессиональных рисках. Несмотря на то, что само по себе понятие «профессиональный риск» чрезвычайно расплывчато и многозначно на сегодняшний день, сама система должна заработать в масштабах страны уже в этом году. Дальше предполагается использовать ее для сбора, анализа, обобщения и актуализация данных о состоянии условий труда и профессиональных рисков. Интересно то, что на платформе АС "Профессиональные риски" предполагается организовать межведомственный информационный обмен и сформировать единую электронную базу данных о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Российской Федерации. При этом данные о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда должны поступать от организаций, аккредитованных Минздравсоцразвития России на право оказания услуг в области охраны труда (аттестующих организаций).
Нетрудно сообразить, что сосредоточение в одном месте данных об уровне профзаболеваемости и о результатах АРМ позволит проводить оперативный анализ достоверности последних и выявлять степень добросовестности или уровень профессионализма аттестующих организаций.
2. Информационная система, агрегирующая данные о состоянии условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости создает базу для прогнозирования возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости по данным о состоянии условий труда. К работе по этому направлению предполагается привлечь Роструд, Роспотребнадзор , ФМБА России, ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда", ФГБУ НИИ МТ РАМН. Методику составления таких прогнозов предполагается разработать к началу 2013 года. Начиная с этого года такие прогнозы на основании результатов АРМ предполагается делать ежегодно в форме аналитических отчетов.
В этом же разделе предполагается разработать и внедрить территориальные целевые программ улучшения условий и охраны труда на основе типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации.
3. На третьем месте в планах МЗСР стоит задача совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в целях внедрения в систему управления охраной труда механизмов управления профессиональными рисками. Разработку основных документов - Методики комплексной оценки профессиональных рисков на рабочем месте для проведения процедуры обязательной оценки
профессиональных рисков, Порядка оценки уровня профессионального риска, Положения о системе управления профессиональными рисками – предполагается провести в течение 2012 – 13 г.г. и в последующем внедрить ее на предприятиях угольной промышленности, а так же в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков.
С целью обоснования воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на организм человека, в 2012 – 15 г.г. предполагается создание сети исследовательских лабораторий в системе Роспотребнадзора, ФМБА России, ФГБУ
"ВНИИ охраны и экономики труда", ФГБУ НИИ МТ РАМН.
4. Большая работа предполагается в области совершенствования системы нормативов в области охраны труда, в том числе
Роль АРМ предполагается повысить, внеся соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ (о замене сертификации организации работ по охране труда декларированием
соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по
результатам аттестации рабочих мест по условиям труда). Одновременно предполагается разработать Порядок декларирования соответствия условий труда государственным
нормативным требованиям охраны труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Повышение роли АРМ будет сопровождаться повышением требований к организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, проведением контроля за деятельностью аккредитованных организаций и уточнением порядка приостановления или
отзыва аккредитации. В связи с этим, в 1-м полугодии 2012 года планируется Приказ Минздравсоцразвития с Перечнем услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация.
Сами Правила по охране труда предполагается дополнить Типовым перечнем мероприятий по улучшению условий и охране труда, снижению профессиональных рисков, а также Типовыми инструкциями по охране труда для различных видов экономической деятельности и первоочередными Стандартами безопасности труда по различным направлениям. Примечательно, что все эти документы предполагается ввести в действие Приказами Минздравсоцразвития.
5. Внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда предполагает разработку нормативных правовых актов в целях обеспечения перехода в течение 2013 - 2014 гг. к установлению страховых тарифов на основе индивидуального уровня профессионального риска у конкретного работодателя. Тарифы на обязательное социальное страхование будут дифференцированы в зависимости от класса профессионального риска по видам экономической деятельности
6. Предполагается дальнейшее совершенствование системы медицинской помощи и медицинской профилактики работников. С этой целью предполагается организация мониторинга качества проведения медицинскими организациями предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н. Одновременно должны быть разработаны
7. Серьезное внимание уделяется в рассматриваемом документе проблеме повышения качества обучения в области охраны труда. Здесь предполагается разработка и внесение в Минобрнауки России
8. Предполагается (в рамках осуществления мероприятий по реализации положений
технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты") внести изменения в действующий порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Для этого предусмотрено формирование (по-видимому, на базе ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда") исследовательской лаборатории по оценке эффективности применения СИЗ, сертификации СИЗ. Создание малого инновационного предприятия, осуществляющего инновационные разработки (опытные образцы) в области защиты человека от вредных производственных факторов.
9. Проведение научно-практических мероприятий по актуальным вопросам охраны труда. В частности, проведение научно-организационных мероприятий: конгрессов, съездов, симпозиумов и совещаний по вопросам обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте, в т.ч. ежегодного Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье".