Новости

Активность Министерства труда и социальной защиты в области охраны труда.
26.10.2012
Административный регламент определяет стандарты, сроки и последовательность действий (административных процедур) территориальных органов ФСС, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Среди мер, для реализации которых можно получить финансирование из ФСС, отметим следующие:
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
  • приведение уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда
  • обучение по охране труда работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек)
  • приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
  • обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено
  • приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя
  • приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов)
По большей части, для финансирования мероприятий из ФСС необходимо предоставлять результаты аттестации рабочих мест на предприятии.

Другая новость - заявление статс-секретаря - замминистра труда и социальной защиты РФ Андрея Пудова на Международном семинаре по «Предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, реинтеграция, ответственность и партнерство» связана с АРМ непосредственно. Высказывания, практически полностью совпадающие с заявлением А.Пудова, звучали неоднократно раньше. Речь идет о том, что «В системе охраны труда необходимо перейти от реагирования на страховые случаи к управлению профессиональными рисками и предупреждению повреждений здоровья работников.   Сложившаяся ситуация как в целом по России, так и в отдельных регионах требует продолжения работы по внедрению нового концептуального подхода к организации безопасного труда на рабочих местах и сохранению здоровья работников на основе управления профессиональными рисками». Новостью здесь является то, что реорганизованное Министерство труда по-прежнему ставит эти вопросы «во главу угла». Более того, «вопрос социального страхования от несчастных случаев на производстве тесно увязан с вопросом формирования досрочных пенсий, и это обязательно будет учтено в рамках работы над Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» заявил А.Пудов.

Здесь неожиданно вскрывается новый пласт проблем. Дело в том, что «Стратегия …» - очень болезненный вопрос, который активно обсуждается многими правительственными экспертами: в Общественной палате, в Высшей школе экономики, в кабинете министров. Министерство труда, заручившись поддержкой вице-премьера Ольги Голодец, отправило проект «Стратегии …» президенту. Однако, министр экономики Андрей Белоусов выразил твердое несогласие по основным разделам проекта. Возражения вызвали предложения об увеличения тарифа для предприятий с вредными и опасными условиями труда. Формально - из-за того что вновь нанимаемые работники не будут иметь права на досрочную пенсию, работодатели не станут платить дополнительные тарифы, поэтому пенсию досрочникам платить будет не из чего, так что придется по логике Минэкономики повышать общие тарифы. Логика не вполне ясная, но общий посыл очевиден: платить работникам за вредные и опасные условия труда никто не хочет – ни бюджет, ни предприниматели. Казалось бы, чего проще, отменить волевым решением льготы, компенсации, другие выплаты и забыть об этой проблеме. Ответом на то, почему этого нельзя сделать может служить недавно состоявшийся обмен репликами между Президентом В.В.Путиным и председателем Федерации независимых профсоюзов России М.В.Шмаковым.

Дело было 14 октября в Ново-Огареве на встрече В.В.Путина с представителями Общероссийского народного фронта. М.В.Шмаков обратил внимание на то, что «сейчас в Государственной Думе идёт масса законов, которые под напором различных эмоциональных событий сейчас ужесточаются. Например, штрафы – в 5 раз, в 10 раз … я предлагаю. Давайте с вами в долях от зарплаты, например, назначать эти штрафы». Идея, дикая в своей абсурдности, даже по нынешним, нетребовательным, временам.Это самоочевидно и не нуждается в обсуждении. Тем не менее, ответ В.В.Путина был «Это хорошее предложение. Я думаю, что это одно из предназначений Общероссийского народного фронта, согласен …при подготовке общенациональных решений, значимых в общенациональном масштабе, конечно, предварительная оценка того, что предлагается принять, на Общероссийском народном фронте очень важна. Здесь очень важно общественное мнение».

Несмотря на то, что разговор шел не о том, общий вывод таков: правительство чрезвычайно внимательно относится к мнению профсоюзов (сколь бы диким оно не было) и уж тем более не пойдет на откровенную конфронтацию с ними из-за таких непопулярных мер, как отмена льгот, компенсаций и пр.

Похоже, выход из сложившейся тупиковой ситуации правительству видится таким: списки профессий, для которых положены льготы и компенсации за вредные и опасные условия труда, не отменять, но конкретных работников, условия труда которых будут признаны не вредными, исключить из этих списков. Если же условия труда действительно вредны, то и льготы и компенсации остаются. Признание условий труда вредными или нет – по результатам АРМ, оплата льгот и компенсаций возлагается на работодателей. Правительство занимает место «над схваткой», профсоюзам возразить нечего и, вроде бы, оптимальное решение проблемы найдено. Подтверждением справедливости этого вывода может служить как описанная выше позиция ФСС (привязка финансирования мероприятий к результатам аттестации рабочих мест на предприятии), так и озвученная недавно позиция профсоюзов. На состоявшейся в конце прошлой недели пресс-конференции Федерации независимых профсоюзов России глава ФНПР Михаил Шмаков заявил, что «в целом одобряет стратегию реформирования пенсионной системы и считает ее более справедливой, чем существующая». В частности, профсоюзы согласны с тем, что страховой стаж, необходимый для получения в полном объеме своей пенсии должен быть 35 лет. Правда, тут Шмаков оговорился: «первоначально в стратегии стаж был предложен в 40 лет, а ФНПР ратовала за 30 лет. В итоге пришли к компромиссу». Заметим, что чудесным образом этот компромисс совпал с тем стажем, на котором настаивает Президент В.В.Путин.

Тут, кстати, приоткрылись некоторые движущие мотивы заявлений М.Шмакова. Когда его спросили, считает ли профсоюзный лидер справедливым то, что люди, получающие сейчас зарплату в размере МРОТ - 4611 рублей (в большинстве своем это бюджетники), через 35 лет смогут рассчитывать на пенсию в размере 1800 рублей? М.Шмаков простодушно брякнул, что, хотя это не очень справедливо, но, по его мнению, это касается не такого уж большого количества людей. "По нашим подсчетам, минимальную заработную плату получают не более 1,5 процента работающих россиян", - сказал он. Ясно, что этот процент «погоды не делает», поэтому принимать его во внимание никто не собирается.


Что из этого выйдет и к каким последствиям для АО и ИЛ это приведет, обсудим через неделю.

Продолжение следует, Г.Федорович.