Новости

Планы Министерства труда и социальной защиты в области охраны труда
31.10.2012
На прошлой неделе мы обсуждали инициативы Министерства труда и социальной защиты в области пенсионной реформы и, связанной с ней реформы системы охраны труда. Рассмотрим подробнее – что именно не устраивает Правительство в нынешней ситуации и как ее (ситуацию) предполагается исправлять. Основная проблема – дефицит Пенсионного фонда, который приходится компенсировать за счет федерального бюджета. Например, в 2013 году дефицит запланирован в размере более 1 трлн. руб. Реформы направлены на уменьшение (а, возможно – ликвидацию) этого дефицита. Одно из направлений – повышение отчислений в ПФР со стороны предприятий с вредными производствами. Поступления взносов на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в пользу застрахованных лиц, занятых на вредных работах, учтены в 2013 году в сумме 24,7 млрд руб., в 2014 году — 48,2 млрд руб., в 2015 году — 80,5 млрд руб. Дополнительные тарифы в полном соответствии с пенсионной стратегией составят для работодателей в 2013 году 2% (за сотрудников вредных производств) и 4% (за сотрудников особо вредных производств), в 2014 году — 4% и 6%, в 2015-м — 6% и 9% соответственно. «После принятия «Стратегии …» планируется освобождать работодателей от дополнительных тарифов, если они будут обеспечивать работников вредных и опасных производств корпоративными пенсиями, страховками или иными полноценными мерами социальной защиты и гарантий», поясняет представитель ПФР М.Нагога. Тем не менее, есть опасность что указанные дополнительные ставки тарифа создают неприемлемые уровни налоговой нагрузки на отрасли с большой численностью работников с вредными условиями труда, для предприятий которых должны быть предусмотрены понижающие коэффициенты к тарифу на длительный переходный период. "На предприятиях не успеют перестроиться под эту норму, и из-за столь существенной нагрузки существует реальная опасность, что бизнес "уйдет в тень"",— считает советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Валерий Виноградов.

Законодательные основы таких преобразований уже подготовлены. Хороший обзор новаций дан в статье исп. директора СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» В.В.Савинова, опубликованной в журнале «Справочник специалиста по охране труда» №7, 2012 г., стр.12. Приведем основные моменты этой статьи, относящиеся к теме настоящего обсуждения.

С 01.01.2012 г. действует новая редакция Федерального закона № 125 “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. С этого времени страхователь обязан “сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в т. ч. сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам”

Прежняя форма ежегодной страховой отчетности позволяла работодателям “отмалчиваться” в том случае, если АРМ и (или) медосмотры не были проведены, теперь же “тихо отсидеться” не получится. А поскольку обмен информацией и взаимодействие между разными органами власти уже сейчас неплохо налажены, то о собственноручно подписанном работодателем признании в непроведении АРМ и (или) медосмотров очень скоро станет известно территориальной Государственной инспекции труда и прокуратуре. Это может повлечь санкции за нарушение ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, которая прямо обязывает работодателя проводить АРМ с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а также обязательные медосмотры в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

До конца 2012 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть внесен пакет поправок, касающихся штрафов за нарушение установленного порядка проведения АРМ:

  • для должностных лиц – в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.;
    для юридических – в размере от 80 тыс. до 100 тыс. руб.

За непроведение АРМ на должностных лиц предлагается накладывать штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Кроме того, последним может грозить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Повторное нарушение ведет:

  • для должностных лиц – к дисквалификации на срок от одного года до трех лет;
  • для юридических лиц – к штрафу в размере от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или административному приостановлению деятельности на срок от 30 до 90 суток.

Непредставление работникам информации об условиях и охране труда, риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (далее – СИЗ) может повлечь:

  • для должностных лиц – штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При повторном нарушении должностных лиц предполагается наказывать дисквалификацией на срок от одного года до двух лет, юридических лиц – штрафом в размере от 300 тыс. до 400 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок от 30 до 90 суток. Следует помнить, что работодатель не сможет ознакомить работника с условиями труда, если у него отсутствуют результаты АРМ. Т.о., на работодателя могут быть наложены сразу два штрафа, составляющие в сумме почти 1 млн руб.

Общий вывод из сказанного: процедура АРМ, которую раньше многие воспринимали как обременительную формальность, в свете уже принятых и готовящихся законодательных новаций приобретает очень серьезное значение.

Попробуем представить – к чему это приведет? Следует ожидать рост востребованности АРМ. До сих пор меры по повышению роли социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ПЗ) работали слабо. Работодателям выгодно скрывать ПЗ. В настоящее время по стране насчитывается порядка 160 тыс. лиц с различными ПЗ. Ежегодно эта цифра увеличивается на 6 – 7 тыс. человек. Каждый такой случай рассматривается как страховой с возникновением обязательств стнраховщика производить обеспечение по страхованию. Несмотря на то, что цифра 160 тыс. намного ниже (по отношению к числу работающих), чем в большинстве других технически развитых стран, настораживает то, что уровень травматизма со смертельным исходом в РФ значительно выше, чем в этих странах. Анализируя соотношение случаев травматизма со смертельным исходом и травматизма с телесными повреждениями на производстве, а так же число болеющих профессиональными заболеваниями, можно констатировать сокрытие случаев производственного травматизма с несмертельным исходом и профзаболеваний. В нашей стране диагнозы просто напросто не ставятся, из-за того, что работодатель пытается всеми силами уклониться от ответственности. Иными словами, работодатели стремятся экономить на здоровье своих работников. Новая концепция социального страхования обязывает работодателя оплачивать все случаи травматизма и профессиональных заболеваний. Для этого страховой тариф будет рассчитываться напрямую в зависимости от выплат пострадавшим. Для расчетов используют историю выплат за 2-3 года, что приводит предприятия к необходимости снижать расходы и издержки. Следует полагать, что нынешняя слабая реакция бизнес-сообщества на усиление напора государства должна смениться осознанием убыточности существующего подхода к защите работников от профессиональных рисков и пренебрежения АРМ. Это уже происходит в базовых, наиболее травомопасных отраслях экономики, таких как транспорт, строительство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства. Вопросы социального страхования на производстве тесно увязаны с формированием досрочных пенсий, так что проблема повышения ответственности работодателя входит составной частью в «Стратегию развития пенсионной системы РФ».

Возможно, заметных сдвигов следует ожидать уже в ближайшие полгода-год: существенно (в разы) должна вырасти востребованность АРМ. Спрос здесь будет намного превышать предложение.

Что из этого выйдет и к каким последствиям для АО и ИЛ это приведет, обсудим через неделю.

Продолжение следует, Г.Федорович.