Прежняя форма ежегодной страховой отчетности позволяла работодателям “отмалчиваться” в том случае, если АРМ и (или) медосмотры не были проведены, теперь же “тихо отсидеться” не получится. А поскольку обмен информацией и взаимодействие между разными органами власти уже сейчас неплохо налажены, то о собственноручно подписанном работодателем признании в непроведении АРМ и (или) медосмотров очень скоро станет известно территориальной Государственной инспекции труда и прокуратуре. Это может повлечь санкции за нарушение ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, которая прямо обязывает работодателя проводить АРМ с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а также обязательные медосмотры в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
До конца 2012 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть внесен пакет поправок, касающихся штрафов за нарушение установленного порядка проведения АРМ:
За непроведение АРМ на должностных лиц предлагается накладывать штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Кроме того, последним может грозить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Повторное нарушение ведет:
Непредставление работникам информации об условиях и охране труда, риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (далее – СИЗ) может повлечь:
При повторном нарушении должностных лиц предполагается наказывать дисквалификацией на срок от одного года до двух лет, юридических лиц – штрафом в размере от 300 тыс. до 400 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок от 30 до 90 суток. Следует помнить, что работодатель не сможет ознакомить работника с условиями труда, если у него отсутствуют результаты АРМ. Т.о., на работодателя могут быть наложены сразу два штрафа, составляющие в сумме почти 1 млн руб.
Общий вывод из сказанного: процедура АРМ, которую раньше многие воспринимали как обременительную формальность, в свете уже принятых и готовящихся законодательных новаций приобретает очень серьезное значение.
Попробуем представить – к чему это приведет? Следует ожидать рост востребованности АРМ. До сих пор меры по повышению роли социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ПЗ) работали слабо. Работодателям выгодно скрывать ПЗ. В настоящее время по стране насчитывается порядка 160 тыс. лиц с различными ПЗ. Ежегодно эта цифра увеличивается на 6 – 7 тыс. человек. Каждый такой случай рассматривается как страховой с возникновением обязательств стнраховщика производить обеспечение по страхованию. Несмотря на то, что цифра 160 тыс. намного ниже (по отношению к числу работающих), чем в большинстве других технически развитых стран, настораживает то, что уровень травматизма со смертельным исходом в РФ значительно выше, чем в этих странах. Анализируя соотношение случаев травматизма со смертельным исходом и травматизма с телесными повреждениями на производстве, а так же число болеющих профессиональными заболеваниями, можно констатировать сокрытие случаев производственного травматизма с несмертельным исходом и профзаболеваний. В нашей стране диагнозы просто напросто не ставятся, из-за того, что работодатель пытается всеми силами уклониться от ответственности. Иными словами, работодатели стремятся экономить на здоровье своих работников. Новая концепция социального страхования обязывает работодателя оплачивать все случаи травматизма и профессиональных заболеваний. Для этого страховой тариф будет рассчитываться напрямую в зависимости от выплат пострадавшим. Для расчетов используют историю выплат за 2-3 года, что приводит предприятия к необходимости снижать расходы и издержки. Следует полагать, что нынешняя слабая реакция бизнес-сообщества на усиление напора государства должна смениться осознанием убыточности существующего подхода к защите работников от профессиональных рисков и пренебрежения АРМ. Это уже происходит в базовых, наиболее травомопасных отраслях экономики, таких как транспорт, строительство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства. Вопросы социального страхования на производстве тесно увязаны с формированием досрочных пенсий, так что проблема повышения ответственности работодателя входит составной частью в «Стратегию развития пенсионной системы РФ».
Возможно, заметных сдвигов следует ожидать уже в ближайшие полгода-год: существенно (в разы) должна вырасти востребованность АРМ. Спрос здесь будет намного превышать предложение.
Что из этого выйдет и к каким последствиям для АО и ИЛ это приведет, обсудим через неделю.
Продолжение следует, Г.Федорович.