Держать какой-то уровень цен. Не задирать цены. Безусловно, не задирать. Но и держать их на каком-то среднем уровне, потому что если во всех областях будем держать уровень цен на определенном уровне, то может быть, это даже в лучшую сторону скажется.
Ну и если уж говорить об объединении, то это объединение в плане регулирования финансовой политики, прежде всего, порядка взаиморасчетов. Потому что не секрет, что на сегодняшний день задержка идет расчетов, многие требуют предоплату, сто процентов
предоплаты. Вот на этой основе, конечно, как-то надо бы и встречаться, и договариваться.
Контроль
Сегодня каждая АО контролирует себя сама (ГИТ и ГЭТ не в состоянии проверить реальное качество работы АО). Нет системы независимого контроля. Для добросовестных организаций — это вопрос жизни и смерти. С ними конкурируют те, кто никаких требований не выполняет, а в документах у них то же, что и у исполнителей качественной АРМ. Но если ты на себя не наложишь эту своего рода епитимью качества, не будешь бороться за свою репутацию, то сам потребитель вытолкнет тебя с рынка. Недобросовестные организации уйдут с рынка только если заработают требования к качеству. И только самоорганизующиеся объединения смогут создать систему контроля, работающую с реальными результатами АРМ, а не с их «бумажным аналогом».
Итак, сторонники объединения усилий бизнес-сообщества руководствуются четырьмя основными мотивами:
• объединение бизнеса расширит возможности кооперации;
• позволит лоббировать интересы бизнес-сообщества;
• обеспечит соблюдение антидемпинговых соглашений
• позволит наладить эффективный контроль за результатами АРМ, проводимой АО.
Рассмотрим теперь мотивы противников.
Их не так много, и они тесно связаны друг с другом. Главный и определяющий мотив – это отсутствие реальной рыночной ситуации в стране, это государственное администрирование рыночных процессов, в силу чего предприниматели ни врозь, ни объединившись влиять на ситуацию не могут. Рынок управляется административно.
Следовательно, любое объединение бизнеса лишается смысла. Сопротивление системе практически обречено на неудачу, а существующие организации по защите интересов
предпринимателей в основном находятся в зависимости от государства.
Соответственно от того, что те или иные участники хозяйственной деятельности решат быть хорошими или принять какие-то новые методы хозяйства, и от этого, по большому счету ничего не изменится до тех пор, пока государство не начнет использовать те или иные рычаги экономического воздействия.
Но бизнес-то – он объединен, да, существует целый ряд структур, которые формально объединяют крупный и средний бизнес. Это, прежде всего РСФП, Торговая палата, “Деловая Россия”, ряд других более мелких объединений. Но они, опять же, подвешены под общую систему административного управления, люди, назначаемые в основном, степень волатильности очень невысокая, соответственно, что им скажут сверху, те решения они и принимают. Поэтому, ну, в какой-то степени, в какой-то незначительной степени они, конечно, могут влиять на позицию государства, если будут очень громко говорить о том, что они тонут, разоряются и так далее, может, государство вынуждено будет что-то сделать. А так, чтобы повлиять серьезно на изменение правительственной стратегии, это сомнительно. На самом деле это более глубинная проблема, это как бы суть бизнеса в России. Бизнес, управление бизнесом, тот фон, тот контекст, в котором осуществляется бизнес-процесс, он построен таким образом, что любая коммерческая структура так или иначе подведена под нарушение закона. То есть бизнес становится очень управляемым, потому что на любую фирму очень легко надавить. Любая проверка – она обязательно что-нибудь вскроет. Соответственно права голоса бизнес не имеет. То есть он формально его имеет, но предпочитает молчать, чтобы не иметь больших неприятностей. Вот такая слаженная система, и от этого, к сожалению, никуда не денешься.
Предприниматели всерьез опасаются за свой бизнес в случае оказания даже косвенного противодействия властям. И считают, что только сотрудничая с государством можно чего-то добиться».
Проблемы с антимонопольным законодательством
В отсутствии реального рынка, в ситуации, когда владельцы малых и средних АО и ИЛ фактически лишены возможности влиять на ситуацию и отстаивать свои интересы, они предпочитают выживать в одиночку. Объединение бизнеса, по мнению большинства, не может принести им сегодня сколько-нибудь ощутимой выгоды, а опасности влечет за собой совершенно реальные. И, как уже было сказано, прежде всего – это опасность поглощения крупным бизнесом. Какое-то объединение – это всегда кто-то наверху и командует, а так – я сам себе хозяин, а кризис от моего объединения с кем-то не прекратится, а меня могут запросто подмять. Другая опасность – проиграть в конкурентной борьбе. Если кто-то из предпринимателей усмотрит безусловную выгоду в том, чтобы «нажиться» за счет конкурентов, он не остановится ни перед чем: обманет, нарушит договоренности, доведет до разорения. Слишком большой соблазн легкого обогащения.
У нас нет культуры ведения бизнеса, у нас волчьи законы, у нас никто друг другу не верит – какое уж тут объединение. У нас другая психология. В нашей стране это нереально.
На Западе – там еще хоть как-то это реально, у людей другая психология, и не работали так, как у нас, под большие проценты рентабельности, то у нас это нереально. Если только, опять же, учитывая нашу психологию, если только сверху не поступит ценного указания, например, от правительства. Всех отшлепают, сформулируем так, только тогда это возможно. И то опять же строиться будут некоторые структуры, которые зависят от органов власти достаточно серьезно, если их поставят перед выбором: либо так, либо так. А остальные строиться не будут. Это психология людей, этого не изменить.
Априорное недоверие к таким же предпринимателям как они сами. Объединиться с конкурентами невозможно. И если кто-то объединится, то они объединятся для извлечения прибыли, основная цель коммерческой организации – извлечение прибыли. Неформальное объединение называется картельным соглашением, преследуется по закону. Тут еще есть Антимонопольный комитет, который в этом объединении может усмотреть и негативную тенденцию. А это и есть неформальный сговор. То есть здесь могут, по крайней мере, попытаться уличить в том, что имел место сговор с целью удержания цен. Маловероятно, что кто-то что-то может новое придумать.
Вообще говоря, есть основания для Антимонопольного комитета пресекать договоренности предпринимателей по ценовой политике, полагая, что это делается в интересах конечного потребителя. Для малых и средних АО и ИЛ важно, чтобы потребитель их товаров и услуг был в состоянии оплатить их, поэтому они заинтересованы в деятельности Антимонопольного комитета. Объединение подразумевает под собой некую монополию, синдикат, который может диктовать свои условия уже непосредственно пользователю. И пользователь никуда не денется от этого, то есть он будет заложником этой монополии. А если действовать как отдельные игроки, но в рамках правил, то баланс не будет нарушен. Соответственно, пользователь не пострадает.
И, пожалуй, последний аргумент против объединения бизнеса: опасаются, что членство в разного рода бизнес-объединениях окажется для них обременительным из-за внушительного размера членских взносов, страховых и прочих рисков.
Тем не менее они готовы были бы пойти на эти риски, если бы вероятность выгоды от участия в таких объединениях была для них очевидна.
Но тут есть свои плюсы и свои минусы. Дело в том, что, во-первых, членство в этих организациях требует достаточно солидных затрат. Это и взносы в страховой фонд, и, так скажем, вступительный взнос. Поэтому, скорей всего, будет то, что малые фирмы и малые предприятия, которые в прошлом еще могли существовать, так скажем, на законном основании, в будущем просто-напросто либо будут вынуждены объединяться с более крупными, либо просто уйдут с рынка. Но с другой стороны, если фирма в данном регионе существует достаточно давно, то, вступая в это объединение, она несет равную ответственность и равную долю риска по страховым обязательствам, наряду с той компанией, которая, допустим, организовалась год назад или два года назад. И поэтому вызывает просто некоторые опасения, что зачем фирма, которая на рынке давно, у которой всё хорошо, должна рисковать своими финансовыми средствами, страховым фондом за ту фирму, которую никто не знает и к которой могут быть большие претензии со стороны надзорных организаций и прочих.
По всей видимости, время для реального объединения бизнеса в нашей стране пока еще не пришло. До тех пор, пока владельцы малых и средних АО и ИЛ не будут уверены в том, что государство заинтересовано в их процветании, пока не почувствуют себя действительными, равноправными участниками экономических процессов в стране, они не будут видеть смысла в каком бы то ни было объединении. Сегодняшнее саморегулирование — это делегированное саморегулирование, то есть государство делегировало право выдавать допуски. А должно быть добровольное объединение по образцу гильдий — на основе деловой репутации. И у каждой гильдии должны быть свои стандарты и правила.
Не хотелось бы заканчивать на грустной ноте. Поэтому, вот еще пара замечаний.
Мизантропия – выгодная позиция. В определенном, невеселом, смысле мизантроп всегда оказывается прав, зная, как, впрочем, и все мы, чем все кончится. Именно беспроигрышность этой позиции настораживает.
Действительно, кризисы – слишком важные события, чтобы их пропускать, не примазавшись. Нынешний – не исключение. Стоять на краю боязно, но полезно. Опасность обостряет ощущения и пробуждает от дремы повседневности. Повышается восприимчивость к проповеди, какой бы она ни была. Кризис обнуляет жизнь, давая надежду начать ее как следует.
Поэтому нынешнему кризису – в ОТ и АРМ – цены нет: он позволяет каждому осудить чужие грехи и наметить свои пути к спасению. Пути различны, но цель одна: воспользоваться руинами для возведения дворца собственной истины.
Продолжение следует, Г.Федорович.