Новости

Семинар-конференция, 14 марта 2013 г., Минтруд России.
15.03.2013
Темой семинара было «Государственное регулирование вопросов аккредитации и инспекционного контроля за испытательными лабораториями, оказывающими услуги по аттестации рабочих мест». Два ведомства - Минтруд и Росаккредитация – готовят федеральные законы (каждое ведомство – свой закон), осложняющие жизнь аккредитуемым субъектам. Как эти законы будут действовать на организации, занимающиеся АРМ, инициаторы законов решили рассказать представителям этих организаций.


Идея аттестовать рабочие места по условиям труда насчитывает несколько десятков лет. В России одним из первых распоряжений Правительства был Приказ Минтруда РФ от 08.01.1992 № 2"О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".  Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 № 12 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда. Несколько позже процедура АРМ  была узаконена статьей 212 Трудового кодекса РФ.  Так получилось, что с самого начала в качестве аттестующих организаций (АО) выступали частные предприятия. Соответственно, государство старается как можно более полно контролировать их деятельность в этой сфере.

Сама процедура АРМ претерпела многочисленные изменения: в 2007 году она  стала проводиться в соответствии с  приказом Минздравсоцразвития России № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", который утратил силу в связи с изданием приказа Министерства от 26.04.2011 года № 342н, установившего новый «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»  и действующего в настоящее время. Постоянно усиливались требования к АО. Аккредитация АО была введена  в  2010 году приказом Минздравсоцразвития № 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда". Далее последовала серия приказов (от 10.09.2010 № 794н  и от 30.06.11 № 644н), об изменениях, усиливающих требования  приказа № 205н .  Органическим продолжением этой деятельности должен стать новый ФЗ «О специальной оценке условий труда», инициированный недавно образовавшимся Министерством труда РФ. Несмотря на то, что в названии семинара «Государственное регулирование вопросов аккредитации и инспекционного контроля за испытательными лабораториями» новый закон не упоминается, именно он, по мнению основного докладчика - директора департамента условий и охраны труда В.А.Коржа - должен быть следующим шагом на пути усиления контроля за деятельностью АО.

К этому процессу подключилась и Федеральная служба аккредитации. В докладе зам. руководителя этой службы С.В.Мигина прозвучали те же ноты: ФЗ «Об аккредитации», который готовит Росаккредитация,  будет, в основном, содержать требования к аккредитуемым организациям и методы контроля за их деятельностью. Касаясь ныне действующего приказа Минздравсоцразвития № 205н, С.В.Мигин сказал, что он не удовлетворяет требованиям нового закона и будет отменен (с соответствующей переаккредитацией АО) как только начнет действовать ФЗ «Об аккредитации». Таким образом, АО окажутся в контролирующих клещах двух законов «Об аккредитации» и «О специальной оценке условий труда». Здесь между В.А.Коржом и С.В.Мигиным было полное  согласие. Причина усиленного внимания к контролю за деятельностью АО понятна: с этого года началось повышение дополнительных пенсионных отчислений - к 2015 году их планируется увеличить до 6 – 9 % . Это очень большие деньги, предприятия могут их уменьшить, получив «индульгенцию» от АО. Этот процесс должен быть жестко контролируемым со стороны государства. Проблемам «выживания» АО в условиях жесткого контроля  не только со стороны государства, но и со стороны работников, которые могут лишиться части льгот и преференций, а также со стороны работодателей, был посвящен доклад исполнительного директора СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» В.В.Савинова. В нем проведено обобщение типичных ошибок в работе АО, выполнен их анализ как с формальной стороны, так и по-существу; даны практические рекомендации, позволяющие избежать таких ошибок в будущем и исправить уже сделанные.

Результаты анализа представлены в форме очень конкретных советов: за какие решения нужно отвечать, а от каких стоит отстраниться, какие подписи на каких бумагах получать и хранить в АО, какими распоряжениями оформлять какие действия по АРМ и т.д. Всего не перечесть. Содержащиеся в докладе советы, несмотря на кажущуюся незамысловатость, очень действенны. Слушатели отметили это многочисленными просьбами с мест разместить текст доклада на сайте НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы».

NB! На сайте появилась информация о материалах семинара 14 марта 2013 года.

Вообще, надо сказать, что СРО ведет большую работу по организационному обеспечение деятельности членов Партнерства. Соответствующая информация содержалась в докладе второго выступавшего от СРО – директора по развитию СРО Н.Р. Абрамова. Он рассказал о разработке стандартов и правил предпринимательской деятельности членов Партнерства, о контроле  за соблюдением членами Партнерства требований стандартов и правил предпринимательской деятельности.  Одним из важных стандартов является Стандарт СРО «СТО 82482721.201-2011 «Оказание услуг в области охраны труда. Определение трудозатрат и методика расчета стоимости оказания услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Общие требования». Большая работа была проведена по анализу состояния рынка оказания услуг в области охраны труда. Были собраны и проанализированы статистические данные по ценам и срокам АРМ в различных районах РФ, выявлены и названы АО, прибегающие к явно мошенническим схемам.
Специальный раздел в докладе  Н.Р. Абрамова  был посвящен статистическим оценкам развития АО – членов СРО. Приведены данные по росту объемов заказов, численности сотрудников, росту зарплат и других показателей по отдельным АО. Утверждается, что в глазах предпринимателей бренд Партнерства дает преимущества (при прочих равных условиях) перед АО, не входящими в СРО.

Общее впечатление от этой части работы семинара-конференции. Так сложилось, что в России государство серьезно влияет на бизнес-процессы: не просто регулирует их и устанавливает правила игры, но само активный игрок, готовый в любой момент сесть на хрупкий рынок, как медведь на теремок. Разумеется, АО подстраиваются под постоянно нависающую угрозу. В настоящее время СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» представляется наиболее эффективной защитой рынка оказания услуг в области охраны труда для входящих в него АО.

Продолжение следует, Г.Федорович.