Сама процедура АРМ претерпела многочисленные изменения: в 2007 году она стала проводиться в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", который утратил силу в связи с изданием приказа Министерства от 26.04.2011 года № 342н, установившего новый «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и действующего в настоящее время. Постоянно усиливались требования к АО. Аккредитация АО была введена в 2010 году приказом Минздравсоцразвития № 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда". Далее последовала серия приказов (от 10.09.2010 № 794н и от 30.06.11 № 644н), об изменениях, усиливающих требования приказа № 205н . Органическим продолжением этой деятельности должен стать новый ФЗ «О специальной оценке условий труда», инициированный недавно образовавшимся Министерством труда РФ. Несмотря на то, что в названии семинара «Государственное регулирование вопросов аккредитации и инспекционного контроля за испытательными лабораториями» новый закон не упоминается, именно он, по мнению основного докладчика - директора департамента условий и охраны труда В.А.Коржа - должен быть следующим шагом на пути усиления контроля за деятельностью АО.
К этому процессу подключилась и Федеральная служба аккредитации. В докладе зам. руководителя этой службы С.В.Мигина прозвучали те же ноты: ФЗ «Об аккредитации», который готовит Росаккредитация, будет, в основном, содержать требования к аккредитуемым организациям и методы контроля за их деятельностью. Касаясь ныне действующего приказа Минздравсоцразвития № 205н, С.В.Мигин сказал, что он не удовлетворяет требованиям нового закона и будет отменен (с соответствующей переаккредитацией АО) как только начнет действовать ФЗ «Об аккредитации». Таким образом, АО окажутся в контролирующих клещах двух законов «Об аккредитации» и «О специальной оценке условий труда». Здесь между В.А.Коржом и С.В.Мигиным было полное согласие. Причина усиленного внимания к контролю за деятельностью АО понятна: с этого года началось повышение дополнительных пенсионных отчислений - к 2015 году их планируется увеличить до 6 – 9 % . Это очень большие деньги, предприятия могут их уменьшить, получив «индульгенцию» от АО. Этот процесс должен быть жестко контролируемым со стороны государства. Проблемам «выживания» АО в условиях жесткого контроля не только со стороны государства, но и со стороны работников, которые могут лишиться части льгот и преференций, а также со стороны работодателей, был посвящен доклад исполнительного директора СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» В.В.Савинова. В нем проведено обобщение типичных ошибок в работе АО, выполнен их анализ как с формальной стороны, так и по-существу; даны практические рекомендации, позволяющие избежать таких ошибок в будущем и исправить уже сделанные.Результаты анализа представлены в форме очень конкретных советов: за какие решения нужно отвечать, а от каких стоит отстраниться, какие подписи на каких бумагах получать и хранить в АО, какими распоряжениями оформлять какие действия по АРМ и т.д. Всего не перечесть. Содержащиеся в докладе советы, несмотря на кажущуюся незамысловатость, очень действенны. Слушатели отметили это многочисленными просьбами с мест разместить текст доклада на сайте НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы».
NB! На сайте появилась информация о материалах семинара 14 марта 2013 года.Вообще, надо сказать, что СРО ведет большую работу по организационному обеспечение деятельности членов Партнерства. Соответствующая информация содержалась в докладе второго выступавшего от СРО – директора по развитию СРО Н.Р. Абрамова. Он рассказал о разработке стандартов и правил предпринимательской деятельности членов Партнерства, о контроле за соблюдением членами Партнерства требований стандартов и правил предпринимательской деятельности. Одним из важных стандартов является Стандарт СРО «СТО 82482721.201-2011 «Оказание услуг в области охраны труда. Определение трудозатрат и методика расчета стоимости оказания услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Общие требования». Большая работа была проведена по анализу состояния рынка оказания услуг в области охраны труда. Были собраны и проанализированы статистические данные по ценам и срокам АРМ в различных районах РФ, выявлены и названы АО, прибегающие к явно мошенническим схемам.
Специальный раздел в докладе Н.Р. Абрамова был посвящен статистическим оценкам развития АО – членов СРО. Приведены данные по росту объемов заказов, численности сотрудников, росту зарплат и других показателей по отдельным АО. Утверждается, что в глазах предпринимателей бренд Партнерства дает преимущества (при прочих равных условиях) перед АО, не входящими в СРО.
Общее впечатление от этой части работы семинара-конференции. Так сложилось, что в России государство серьезно влияет на бизнес-процессы: не просто регулирует их и устанавливает правила игры, но само активный игрок, готовый в любой момент сесть на хрупкий рынок, как медведь на теремок. Разумеется, АО подстраиваются под постоянно нависающую угрозу. В настоящее время СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» представляется наиболее эффективной защитой рынка оказания услуг в области охраны труда для входящих в него АО.
Продолжение следует, Г.Федорович.