Новости

Некоторые итоги XVII Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда-2013»
12.12.2013
Наиболее важным событием второго дня работы выставки явилась Всероссийская практическая конференция «Реформирование законодательства об охране труда и системы предоставления компенсаций: взгляд с разных сторон. Направления и проблемы взаимодействия и сотрудничества».

Конференция организована Министерством труда и социальной защиты РФ и ВНИИ охраны и экономики труда. В президиуме Конференции директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Корж В.А., Президент СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» Федин В.В. и Президент Межрегиональной общественной организации специалистов по охране труда (АСОТ) Медведев В.И. С первым докладом, задающим направление Конференции, выступил Корж В.А.

Директор Департамента условий и
охраны труда Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
Корж В.А.

Доклад посвящен новому ФЗ «О специальной оценке условий труда».  В основном содержание доклада повторяло то, что было сказано в предыдущий день на VII Международной конференции. Однако, учитывая несколько другой состав собравшихся (по-преимуществу в зале были представители аттестующих организаций (АО)), в докладе были несколько смещены акценты.

Общая направленность действий Минтруда – переориентировать АО от работы в офисных помещениях и в кабинетах начальства к тем рабочим местам, где работники действительно подвергаются влиянию вредных производственных факторов (ВПФ): горячие цеха, рудники, обрабатывающие производства. Именно для этого введена процедура декларирования заведомо безопасных рабочих мест, причем делать это можно без договоров с АО, при участии только экспертов. На первых порах в качестве экспертов могут выступать специалисты и должностные лица АО, однако в течение 2014 года Министерство собирается наладить обучение и аттестацию экспертов. Типовые программы обучения будут разработаны НИИ Минтруда (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иваново, Клин). Затем по этим программам будет проведено обучение экспертов, их аттестация будет осуществляться Минтрудом. В остальном процедура оценки условий труда буде мало отличаться от того, что предусмотрено действующим Приказом № 342н. Для проведения исследований, выходящих за рамки аккредитации исследовательской лаборатории АО, можно будет привлекать другие аккредитованные лаборатории (предприятий, учебных заведений, центров РПН и пр.).

Без возможности декларирования работодателем безопасных условий труда  будет существовать целый ряд рабочих профессий. Это, в первую очередь, те профессии и должности, которые включены в соответствующие списки. Это пенсионные списки и списки 1974 года, по которым у нас осуществляется предоставление гарантий и компенсаций. Кроме того, это те рабочие места, по которым ранее проведенной аттестацией либо специальной оценкой были установлены вредные условия труда. В этой ситуации, у довольно значительного количества работодателей тех, которые эксплуатируют сейчас вредные и опасные условия труда, не будет на первоначальном этапе возможности задекларировать безопасные условия труда.

Остановившись на подзаконных актах, принимаемых в обеспечение ФЗ «О СОУТ», В.А.Корж подчеркнул, что подзаконные акты ни РПН, ни комитет по труду и социальной политике Госдумы рассматривать не будут. Это прерогатива социальных партнёров, такие акты подготовлены, и они уже рассматриваются в рамках органов Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Весь массив проектов подзаконных нормативных правовых актов в Российскую трехстороннюю комиссию внесён. Часть из этих актов комиссией уже рассмотрена и одобрена. В том случае, если законопроект всё-таки обретёт форму и силу федерального закона до конца года, есть все основания полагать, что с января 2014 года специальная оценка условий труда в полном объёме сможет полноценно работать без раскачки и без дополнительного времени на то, чтобы принимать подзаконные нормативные правовые акты.

Что касается оценки эффективности средств индивидуальной защиты, по состоянию на текущий момент действует 74 типовых нормы выдачи средств индивидуальной защиты. Ими закрыты не все отрасли промышленности. Но основные отрасли, отмеченные в  списках вредных и опасных профессий, по которым предоставляется досрочное пенсионное обеспечение либо гарантии компенсации, они закрыты.

Что касается оценки травмоопасности и обеспеченности средствами защиты. Здесь вопрос был более сложный. Предусмотрено, что оценка травмоопасности рабочих мест тотального характера носить не будет, поскольку она должна входить в ежедневную работу служб охраны труда, а не раз в 5 лет при проверке наличия разметки на полу цеха, либо наличия там правильно нанесенных каких-то указателей в производственном помещении. Разумеется, существуют объективно опасные, объективно травмоопасные профессии, по которым оценку травмоопасности проводить нужно. Правительство будет утверждать соответствующий перечень работ. На  РТК он уже обсуждался, и консультации по нему будут продолжаться. Для примера - это все верхолазные, водолазные работы, те работы, по которым понятно, что объективно, независимо от соблюдения правил техники безопасности существует риск травмирования работника.

В докладе «От аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда: проблемы перехода. Задачи аттестующих организаций по подготовке к проведению специальной оценки условий труда» Федин В.В. президент СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» выступил как 4-я сторона процедуры специальной оценки условий труда (наряду с первыми тремя: государство, профсоюзы, предприниматели).

Он подчеркнул, что в качестве основного регулирующего момента, регулирующего рынок СОУТ, сохраняется государственное регулирование, имея в виду, что, в отличие от АРМ, результаты СОУТ «завязаны на деньги». Соответственно, здесь ожидается гораздо больше споров. Известно, что профсоюзы собираются обзаводиться своими экспертами по вопросам оценки условий труда. Аналогично, ожидается появление этой услуги в прейскуранте адвокатских контор. Во всяком случае, жизнь АО явно не упростится. В этой связи возрастает роль СРО как объединения организаций для взаимопомощи и взаимного обмена опытом работы в новых, не всегда предсказуемых условиях.

Практически все доклады, зачитанные на конференции, были в том или ином отношении интересны и полезны. Организаторы конференции (СРО «Национальное общество аудиторов трудовой сферы») обещало разместить материалы всех докладов на своем сайте. Любой желающий может с ними ознакомиться самостоятельно.

В заключение, хотелось бы остановиться на одном забавном эпизоде, произошедшем на Совещании с крупными компаниями России по вопросам, связанным с принятием ФЗ «О СОУТ». После докладов, ведущий совещание В.А.Корж отвечал на записки из зала. В основном это были вопросы о работе экспертов, завершении договоров, заключенных на проведение АРМ в 2013 году и заканчивающихся в 2014 году, когда никакой АРМ уже не будет и т.д. К концу В.А.Корж припас записку с вопросом «Как, по мнению Минтруда, закон о СОУТ скажется на уровне производственного травматизма и профессиональной заболеваемости?». Вместо ответа В.А.Корж изобразил на лице горестное недоумение: «Представляете, с какими глупостями приходится сталкиваться!» Зал разразился хихиканьем, постепенно перешедшим в подобострастные смешки. Веселились минут пять. Никому и в голову не пришло, что без оценки влияния законодательных инициатив на здоровье работников, вся эта возня с принятием нового закона, суета министерских чиновников вокруг него, лишена смысла.

Посмотрим, что дальше.

Продолжение следует, Г.Федорович.