«Сразу скажу: революции не произошло»
В интервью С.Ф.Вельмяйкин рассказал нам о целях введения спецоценки, вместо аттестации рабочих мест. Первый замминистра упомянул о том, что на данный момент в стране 48 млн. рабочих мест, среди которых около 6 млн. было аттестовано. Однако как показала практика, аттестовать каждое рабочее место не представилось возможным. Тем временем, около 6,5 млн. рабочих мест по данным Советских списков работают во вредных и опасных условиях. Количество работников, чьи места были аттестованы, интересным образом совпало с названным С.Ф.Вельмяйкиным числом рабочих мест, в отношении которых действительно должна проводиться аттестация. Это наталкивает на мысль о том, что с помощью этого закона, Минтруд старается направить усилия на реальное улучшение рабочих мест по условиям труда.
Действительно, по словам С.Ф.Вельмяйкина, все работодатели теперь обязаны проводить лишь первичную аттестацию. А повторять это мероприятие регулярно, как раньше, в большинстве случаев не придется. Конечно, если рабочие места у вас в компании будут аттестованы с первого раза. И только по тем из них, условия труда на которых окажутся вредными или опасными, аттестацию надо будет проводить и дальше. Причем не реже чем один раз в пять лет. Напомним, что раньше с такой регулярностью надо было аттестовывать все рабочие места без исключения. Заметим: условия труда могут быть вредными или опасными лишь на тех местах, которые оборудованы машинами и спецоборудованием. К ним же относится транспорт любого вида. А вот офисные столы с компьютерами, копирами и подобной техникой к ним не относятся. Поэтому проводить повторную аттестацию таких рабочих мест точно не придется.
Оценивающие организации, должны подготовить экспертов, которые в свою очередь и будут решать, надо проводить замеры вредных производственных факторов или нет. К экспертам будут предъявлены высокие требования, т.к. на их плечи ложится решение, за которое они могут быть дисквалифицированы в случае выявленных нарушений.
Принимая во внимание роль оценивающих организаций и требования к ним, можно задаться вопросом о том, кто же будет экспертами? Высокая ответственность, предполагает высокий авторитет и профессионализм, который не должен вызывать сомнений. Требуется масштабная переподготовка уже существующих кадров.
На данном этапе нужно понимать, что улучшение условий труда зависит от решения эксперта из оценивающей комиссии. Следует со всем вниманием отнестись к подготовке таких экспертов и созданию оценивающих организаций, чтобы не происходила аттестация рабочих мест «для галочки».
Спецоценка нужна в первую очередь работникам, ведь они должны не только понимать, в каких условиях труда работают, но и какие им положены гарантии и компенсации. Работодатель, в свою очередь должен видеть, что необходимо улучшить на рабочем месте, как часто проводить медосмотры и в конечном итоге, как сохранить здоровье своих работников и повысить производительность и качество труда. (подробнее об этом в предыдущей заметке). Государству закон необходим для разработки мер поддержки работодателей, стимулирования их к улучшению рабочих мест, ведь это, в конечном счете, будет определять вектор развития промышленности и экономики.
Не так: сложившийся порядок вещей нарушен, требуется перейти от рутинных измерений там, где провести оценку условий труда проще всего, туда, где она нужнее всего. Должен сформироваться совершенно новый институт экспертов – квалифицированных специалистов, использующих свои знания для помощи работникам и работодателям.
С полной версией интервью Вы можете ознакомиться на сайте Минтруда.