Новости

426-ФЗ специальная оценка условий труда в ТЭК
11.04.2014
Выставка SAPE 2014 «Промышленная безопасность и охрана труда в ТЭК» - это первое мероприятие общероссийского масштаба после начала действия 426-ФЗ. 5-я Международная конференция, проходящая в рамках этой выставки, представляет прекрасную площадку для оценки самых первых шагов нового ФЗ, обсуждения выявившихся проблем, определения точек контактов служб охраны труда ТЭК с Минтрудом. Тем более, что введение нового ФЗ сопровождается масштабным пересмотром кодекса законов РФ, так или иначе связанных с трудовыми отношениями.


Международная выставка и конференция SAPE — ставшее традиционным ежегодное мероприятие, место встречи специалистов энергетической отрасли России, ближнего и дальнего зарубежья, заинтересованных в обеспечении безопасности труда на своих предприятиях. SAPE 2014 представляет возможность ознакомиться с новейшей научно-технической информацией, продемонстрировать продукцию, современные разработки и производственные технологии, найти надежных деловых партнеров и заключить сделки, чем упрочит за собой статус главной российской выставки в области безопасности и охраны труда в энергетике.

1. Минтруд против Охраны Труда

Докладом «Об общем состоянии охраны труда, динамике состояния условий охраны труда» открыл Пленарное заседание Конференции Директор Департамента условий охраны труда В.А.Корж. Впрочем, ни о состоянии охраны труда, ни о ее динамике, речь в докладе не шла. Говорилось, в основном, о том, какие замечательные карательные меры против работодателей, аттестующих организаций и их экспертов предусмотрены в новом 426-ФЗ. Подробно и со вкусом рассказано о том, кто и насколько будет оштрафован, когда и насколько возрастут тарифы страховых выплат. Ничего особенно нового в выступлении В.А.Коржа не содержалось. Фактически это был повтор его доклада, на VII Международной конференции по вопросам охраны труда (10 декабря 2013 года, ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России).

Вслед за В.А.Коржом его коллеги в своих докладах детализировали намерения Минтруда отслеживать и карать нарушения нового ФЗ. Например, начальник отдела надзора за соблюдением государственных требований Федеральной службы по труду и занятости А.И.Лебедев перечислил – сколько тысяч проверок провели инспектора его ведомства, сколько десятков тысяч нарушений выявили, сколько наложено штрафов, сколько уголовных дел завела прокуратура «с подачи» инспекторов. Заодно были озвучены намерения увеличить эти цифры в 2014 году в связи с актуализацией нового 426-ФЗ. Ни самому докладчику, и никому из его слушателей в голову не пришло задаться вопросом – а скольким работникам были улучшены условия труда в результате деятельности этой службы, сколько из них были спасены от развития профзаболеваний, скольким предотвращена инвалидность? Слушателям и самому докладчику была очевидна безнадежность таких вопросов.

Реакция работодателей на эти законодательные новации вполне предсказуема. В рамках Конференции прошло заседание Комитета полномочных представителей работодателей электроэнергетики по вопросам охраны труда при Объединении РаЭл. В основном, обсуждалась ситуация с травматизмом (в том числе и со смертельным исходом), однако, затрагивались и вопросы о профессиональной заболеваемости. Представительница ОАО «Россети» О.В.Зуйкова сказала, что ни профзаболеваемостью, ни заболеваемостью с временной утратой трудоспособности, Комитет не занимается. Ведущий заседание С.Б.Васильев высказался более определенно: профзаболевания в Объединении РаЭл в последние годы не фиксировались. Нет их. Падения с высоты есть, поражения током – тоже, а профзаболеваний нет.

Ситуация удивительная. Крупнейший специалист по статистике травматизма В.М.Попов утверждает, что во всех развитых странах (Германия, Франция, США, Британия) примерно одинаковые сравнительные показатели травматизма: на одного погибшего приходится 25 – 30 случаев инвалидности и около 1000 травмированных с (профессионально обусловленной) утратой трудоспособности на 5 – 6 дней.

В Объединении РаЭл все наоборот: на десяток несчастных случаев со смертельным исходом ни одного профессионального заболевания. И это при том, что примерно четверть рабочих мест признана по результатам аттестации вредными (здесь статистика мало отличается от средней по стране), т.е. по определению могущими привести к ущербу для здоровья работников. Вывод очевиден: владение техникой манипулирования с выявляемостью профзаболеваний делает нестрашной никакую специальную оценку условий труда.

Дальнейшее понятно: на большинстве рабочих мест будет задекларировано отсутствие вредных производственных факторов. Там где это не удастся, их уберут на время проведения измерений и в дальнейшем эти места также будут декларироваться. Отсутствие зарегистрированных профзаболеваний позволит длить эту процедуру сколь угодно долго. После этого с улучшением условий труда и производственной среды на предприятиях ТЭК будет покончено. Никакой Роструд не подкопается, да и подкапываться не будет.

2. Ростки здравого смысла.

Пока бюрократы двух ведомств (Минтруда и служб ОТ в ТЭК) отрабатывают приемы нападения и защиты, бизнес теряет прибыль из-за роста реальной (не для отчетности) заболеваемости работников. Эта, очевидная для западных бизнесменов, мысль начинает проникать и в среду отечественных бизнесменов, налаживающих деловые контакты с западными партнерами. Прямым текстом она прозвучала на Круглом столе, устроенном Центром развития коммуникаций ТЭК. Тема для обсуждения на Круглом столе «Корпоративная социальная ответственность компаний ТЭК» была достаточно широкой, она включала и принципы экологического и энергетического менеджмента, и опыт внедрения социальных программ в энергокомпаниях, и суть корпоративной социальной ответственности.

Принцип социальной ответственности компаний прост: бизнесмены пальцем не пошевелят, пока их не убедят в экономической эффективности шевеления пальцем. Задача эко- и энергоменеджмента как раз и состоит в формировании экономических стимулов социально ответственного поведения бизнеса. Чрезвычайно содержательными были выступления на эти темы ведущей обсуждения И.Ф.Есиповой, Д.В.Иванишина и особенно вице-президента по охране труда, промышленной безопасности и экологии «Евраз Груп» А.В.Кручинина. Последний продемонстрировал типичный для западных компаний подход к анализу финансовых потерь от экологических рисков, которые деятельность компании создает для окружающей среды. Эти потери непосредственно определяют капитализацию компании.

Аналогичный подход, только к охране труда на производстве, продемонстрировал автор настоящей заметки, в докладе на этом Круглом столе. Уменьшение чистой прибыли предприятия пропорционально суммарному финансовому обороту компании и риску заболеваемости работников. Используя эти соображения можно провести оценку уменьшения прибыли из-за потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью. В характерных случаях недополученная прибыль составляет от одной десятой до одной трети величины, на которую можно было бы рассчитывать при нулевом уровне заболеваемости.

Для лечения этого «недуга» требуются эксперты высокой квалификации, владеющие приемами статистических исследований ситуации с заболеваемостью, знающие основы санитарно-гигиенического анализа условий труда. В основе их суждений должны лежать результаты мониторинга производственной среды, полученные с помощью специальных аппаратурных комплексов.

Заключение.

Необходимо, чтобы работник сам осознал те риски и последствия для себя, своих близких, коллег по работе, которые могут кардинально изменить судьбу всех вокруг. Так же и члены трудового коллектива не должны «закрывать глаза» на грубые нарушения со стороны своего товарища, не «прикрывать» его от начальства. Потому что в конце концов такое его отношение к работе способно привести к большой беде. Многое изменится, если мы начнем уважать и себя, и друг друга. Если же этого не произойдет, то не помогут никакие законы, методики и финансовые вливания. Необходимо всегда помнить, что безопасность - это ответственность каждого, и надеяться на авось и соседа просто безответственно, в том числе по отношению к самому себе.

 Некоторый прогресс в области осознания бизнес-сообществом важности эффективной деятельности по охране труда на предприятиях констатировать можно. Жалко, что Минтруд не только не в авангарде этого процесса, но и в арьергарде не всегда различим. Где-то сбоку.

Продолжение следует, Г.Федорович.