Мы запускаем цикл лекций, посвящённых ответам на ваши вопросы по организации работы испытательной лаборатории в соответствии с требованиями Росаккредитации
21.05.2020
В первом выпуске речь пойдёт о том, что необходимо для соблюдения требований к испытательной лаборатории, согласно Приказу № 326 от 30.05.2014г.
Каковы требования этого Приказа?
Как их следует соблюдать, чтобы обеспечить испытательной лаборатории возможность аккредитоваться на работу в области охраны труда?
Приглашаем посмотреть второй выпуск! Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии, приглашаем к участию в обсуждении!
1. Организация работы ИЛ в соответствии с требованиями Росаккредитации
Проблема важная и для многих – критическая. Многие испытательные лаборатории столкнулись с ситуацией, когда им отказывают в аккредитации по причине невыполнения требований различных нормативно-правовых актов.
ФЗ № 102 «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г.
ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г.
ФЗ № 451 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 27.12.2019 г.
Приказа Минздравсоцразвития России № 1034н от 9.09. 2011 г.
Методика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
Другие НПА такого же уровня.
Сразу стоит заметить, что эксперты, требующие выполнения этих НПА, нарушают приказ собственного ведомства. Речь идёт о приказе № 326 Минэкономразвития РФ: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30 мая 2014 года N 326
«Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».
В этом Приказе перечислены все требования к ИЛ, соблюдение которых необходимо для аккредитации ИЛ. Эти требования воспроизводят содержание положений международных стандартов в области аккредитации:
ИСО/МЭК 17020-2012 "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции";
ИСО/МЭК 17021-2011 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента";
ИСО/МЭК 17024-2003 "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала";
ИСО/МЭК 17025-2005 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий";
ИСО/МЭК 17043-2010 "Оценка соответствия. Общие требования к проверкам квалификации";
ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг".
Перечень исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежит. Как видим, ничего из перечисленных ФЗ, Приказов, Методик в этом перечне требований к ИЛ не содержится. А содержатся требования к компетентности ИЛ, оценка соответствия, к квалификации персонала и т.п.
Сказанное не означает, что требования перечисленных ФЗ, Приказов и Методик необязательны к исполнению. Просто они не относятся к сфере компетенции РА. В рамках чисто правового подхода нарушения этих законов должны рассматриваться в суде по жалобам предприятий на действия ИЛ. Если/когда ИЛ вышли за «границы дозволенного», они должны отвечать. Но никак не a’priori.
Более того, в самих этих ФЗ перечислены наказания за то, что получен неверный результат по СОУТ. Это может быть квалифицировано контролирующими органами как нарушение экспертом и организацией, проводящей СОУТ порядка проведения СОУТ, установленного Федеральным законом 426-ФЗ.
Последствия за нарушение порядка проведения СОУТ (нарушение части 1 статьи 3 426-ФЗ) штраф до ста тысяч рублей.
А в Ст. 11 Федерального закона № 421-ФЗ определено наказание исполнителей:дисквалификация до трех лет, приостановление деятельности до девяносто суток.
То есть, указанные нормативно-правовые акты обособлены от Приказа № 326 Росаккредитации. Они самозамкнуты, и в них, однако, нет в качестве наказания такой меры, как лишение аккредитации. Тем более – апелляции к Росаккредитации и ее приказам.
Что необходимо для соблюдения требований к ИЛ, согласно Приказу № 326 от 30.05.2014 г. (Требования воспроизводят содержание положений международных стандартов в области аккредитации).
Критерии аккредитации органов по сертификации.
6. Наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14 настоящих критериев аккредитации.
14. Наличие разработанного органом по сертификации Руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем органа по сертификации, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии). Руководство по качеству должно предусматривать требования системы менеджмента качества.
Иными словами, в организации, занимающейся СОУТ, должен быть оформлен единый документ или совокупность документов, содержащий Руководство по качеству. И требования этого документа должны неукоснительно соблюдаться. А именно:
Критерии аккредитации лабораторий.
17. Наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 настоящих критериев аккредитации.
18. Наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение лабораторией требований данных документов.
Последнее требует специального обсуждения. Дело в том, что работы по СОУТ относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Это установил Минтруд России (ранее Минздравсоцразвития России). Именно, в соответствии с: ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (ст.5, ч.5) Минздравсоцразвития России в 2011 году выпустило подзаконный акт: Приказ № 1034н
«Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности».
Приказ 1034н распространяется не только на измерения при СОУТ. Сфера приказа 1034н – любые измерения при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе – при производственном контроле.
Приказ № 1034н вместе с другими НПА, определяющими порядок СОУТ, содержит требования к средствам и методикам измерения уровней вредных производственных факторов. Именно эти требования должны быть в основе содержания Руководства по качеству. Важно подчеркнуть, что это Руководство, хоть и должно соответствовать требованиям НПА, но разрабатывается и утверждается органом по сертификации, т.е. организацией, проводящей СОУТ. То есть, в нем могут содержаться положения, учитывающие специфику органа по сертификации разработанного органом по сертификации Руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, и при этом не абсолютно совпадающие с НПА, положенными в основу. Очевидно, в то же время, что Руководство не должно противоречить НПА. Именно поэтому к разработке Руководства необходимо подходить очень серьезно.
Остальная часть будет посвящена именно этим вопросам.