Новости

Мы запускаем цикл лекций, посвящённых ответам на ваши вопросы по организации работы испытательной лаборатории в соответствии с требованиями Росаккредитации
21.05.2020
В первом выпуске речь пойдёт о том, что необходимо для соблюдения требований к испытательной лаборатории, согласно Приказу № 326 от 30.05.2014г.
  • Каковы требования этого Приказа?
  • Как их следует соблюдать, чтобы обеспечить испытательной лаборатории возможность аккредитоваться на работу в области охраны труда?
Приглашаем посмотреть второй выпуск! Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии, приглашаем к участию в обсуждении!

1. Организация работы ИЛ в соответствии с требованиями Росаккредитации
Проблема важная и для многих – критическая. Многие испытательные лаборатории столкнулись с ситуацией, когда им отказывают в аккредитации по причине невыполнения требований различных нормативно-правовых актов.
  • ФЗ № 102 «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г.
  • ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г.
  • ФЗ № 451 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 27.12.2019 г.
  • Приказа Минздравсоцразвития России № 1034н от 9.09. 2011 г.
  • Методика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
  • Другие НПА такого же уровня.
Сразу стоит заметить, что эксперты, требующие выполнения этих НПА, нарушают приказ собственного ведомства. Речь идёт о приказе № 326 Минэкономразвития РФ: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30 мая 2014 года N 326

«Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

В этом Приказе перечислены все требования к ИЛ, соблюдение которых необходимо для аккредитации ИЛ. Эти требования воспроизводят содержание положений международных стандартов в области аккредитации:
  • ИСО/МЭК 17020-2012 "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции";
  • ИСО/МЭК 17021-2011 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента";
  • ИСО/МЭК 17024-2003 "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала";
  • ИСО/МЭК 17025-2005 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий";
  • ИСО/МЭК 17043-2010 "Оценка соответствия. Общие требования к проверкам квалификации";
  • ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг".
Перечень исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежит. Как видим, ничего из перечисленных ФЗ, Приказов, Методик в этом перечне требований к ИЛ не содержится. А содержатся требования к компетентности ИЛ, оценка соответствия, к квалификации персонала и т.п.
Сказанное не означает, что требования перечисленных ФЗ, Приказов и Методик необязательны к исполнению. Просто они не относятся к сфере компетенции РА. В рамках чисто правового подхода нарушения этих законов должны рассматриваться в суде по жалобам предприятий на действия ИЛ. Если/когда ИЛ вышли за «границы дозволенного», они должны отвечать. Но никак не a’priori.
Более того, в самих этих ФЗ перечислены наказания за то, что получен неверный результат по СОУТ. Это может быть квалифицировано контролирующими органами как нарушение экспертом и организацией, проводящей СОУТ порядка проведения СОУТ, установленного Федеральным законом 426-ФЗ.
Последствия за нарушение порядка проведения СОУТ (нарушение части 1 статьи 3 426-ФЗ) штраф до ста тысяч рублей.
А в Ст. 11 Федерального закона № 421-ФЗ определено наказание исполнителей: дисквалификация до трех лет, приостановление деятельности до девяносто суток.
То есть, указанные нормативно-правовые акты обособлены от Приказа № 326 Росаккредитации. Они самозамкнуты, и в них, однако, нет в качестве наказания такой меры, как лишение аккредитации. Тем более – апелляции к Росаккредитации и ее приказам.
Что необходимо для соблюдения требований к ИЛ, согласно Приказу № 326 от 30.05.2014 г. (Требования воспроизводят содержание положений международных стандартов в области аккредитации).

Критерии аккредитации органов по сертификации.

6. Наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14 настоящих критериев аккредитации.
14. Наличие разработанного органом по сертификации Руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем органа по сертификации, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии). Руководство по качеству должно предусматривать требования системы менеджмента качества.
Иными словами, в организации, занимающейся СОУТ, должен быть оформлен единый документ или совокупность документов, содержащий Руководство по качеству. И требования этого документа должны неукоснительно соблюдаться. А именно:

Критерии аккредитации лабораторий.

17. Наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 настоящих критериев аккредитации.
18. Наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение лабораторией требований данных документов.
Последнее требует специального обсуждения. Дело в том, что работы по СОУТ относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Это установил Минтруд России (ранее Минздравсоцразвития России). Именно, в соответствии с: ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (ст.5, ч.5) Минздравсоцразвития России в 2011 году выпустило подзаконный акт: Приказ № 1034н

«Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности».

Приказ 1034н распространяется не только на измерения при СОУТ. Сфера приказа 1034н – любые измерения при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе – при производственном контроле.
Приказ № 1034н вместе с другими НПА, определяющими порядок СОУТ, содержит требования к средствам и методикам измерения уровней вредных производственных факторов. Именно эти требования должны быть в основе содержания Руководства по качеству. Важно подчеркнуть, что это Руководство, хоть и должно соответствовать требованиям НПА, но разрабатывается и утверждается органом по сертификации, т.е. организацией, проводящей СОУТ. То есть, в нем могут содержаться положения, учитывающие специфику органа по сертификации разработанного органом по сертификации Руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, и при этом не абсолютно совпадающие с НПА, положенными в основу. Очевидно, в то же время, что Руководство не должно противоречить НПА. Именно поэтому к разработке Руководства необходимо подходить очень серьезно.
Остальная часть будет посвящена именно этим вопросам.