<<< Предыдущая статья. «Авиашум. Методы измерения»
В новом МУК 4.3.3722-21 расчету авиашума посвящен отдельный раздел. В том числе разобран пример с большим числом результатов измерений. Измерены пролеты разных типов воздушных судов ВС и трех комбинаций взлетно-посадочных операций (ВПО) и магнитного курса (МК): 1 - взлет, МК 58; 2 - взлет, МК 013; 3 - посадка, МК 193. Для расчета в МУК даны формулы МР 2.5/4.3.0258-21. (С 12/2022 эти рекомендации заменены на «Методику установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека»). Расчет расширенной неопределенности U(95%) выполняется по приложению 1 МУК, которое аналогично ГОСТ 23337-14. Расчет средних значений <L>ASмакс и <τ>эф выполнен без разделения по типам ВС, ВПО и МК.
1. Проверка расчетов по формулам МУК.
Сценарий | <L>ASмакс | U(95%) | <τ>эф | LAэкв.оц | |
---|---|---|---|---|---|
День, N=300, T=16 ч |
Расчет МУК | 75,8 | 1,45 | 13 | 62,7 |
Проверка расчета МУК | 75,8 | 1,45 | 13 | 65,6 | |
Ночь, N=80, T=8 ч |
Расчет МУК | 75,8 | 1,45 | 13 | 59,9 |
Проверка расчета МУК | 75,8 | 1,45 | 13 | 62,8 | |
День, N=150, T=16 ч |
Расчет МУК | 75,8 | 1,45 | 13 | 59,6 |
Проверка расчета МУК | 75,8 | 1,45 | 13 | 62,5 | |
Ночь, N=40, T=8 ч |
Расчет МУК | 75,8 | 1,45 | 13 | 56,9 |
Проверка расчета МУК | 75,8 | 1,45 | 13 | 59,8 |
Во всех случаях промежуточные значения МУК и проверки совпадают, а LAэкв.оц при проверке на 3 дБ больше, чем в МУК.
2. Калькулятор 20444 без разделения на категории.
Для обработки с помощью калькулятора 20444, результаты измерений максимального уровня звука и эффективного времени звучания пролетов переведены в УЗВ пролетов по формуле LAEj = LAj + 10lg(τэффj), см. раздел 2.1.2. основной статьи Авиашум. Методы измерения. Расчет на калькуляторе 20444 без разделения на категории (как в МУК) показан на скриншотах ниже.
Скриншот расчета.
Оценочный эквивалентный уровень звука для 300 пролетов днем LAэкв.оц = 62,9 + 2,2 = 65,1 дБ. Это близко к результату проверки 65,6, но не к результату МУК 62,7. То же самое для других сценариев. Вероятно, в результаты расчета МУК вкралась опечатка.
3. Расчет на калькуляторе 20444 с разделением на 3 категории:
- взлеты МК58,
- взлеты МК013,
- посадки МК193.
Комментарий.
- Оценочный эквивалентный уровень 59,9 + 1,8 = 61,7 дБ на 3,4 дБ меньше оценочного эквивалентного уровня 65,1 дБ, рассчитанного без разделения на категории т.к.:
- отдельный средний уровень воздействия для каждой категории учитывает относительные вклады разных ВПО;
- неопределенность среднего УЗВ меньше, если она рассчитана отдельно для каждой категории, меньше и ее вклад в оценочный уровень.
- После разделения выявляются вклады категорий. Определяющий вклад вносит взлет МК13, который при данном сценарии полетов дает 106,6 дБ из 107,5 дБ суммарного воздействия.
4. Расчет с разделением на категории по формулам МУК.
По формуле (5) МУК отдельно определяем средние значения максимумов и времен воздействия пролетов для каждой комбинации - взлет МК58, взлет МК13, посадка МК193. Затем, по формуле (6) МУК определяем оценочный эквивалентный уровень, создаваемый каждой категорией. Суммируем эти уровни по обычной формуле
Результаты приведены в таблице
Категория | |||
---|---|---|---|
Параметр | Взлет МК58 | Взлет МК13 | Взлет МК193 |
T, c | 57600 | 57600 | 57600 |
<τ>эф, c | 14,57 | 11,13 | 16,29 |
<L>ASмакс, дБ | 72,36 | 77,89 | 66,81 |
U(95%), дБ | 2,2 | 1,5 | 1,5 |
N, событий | 35 | 80 | 35 |
LAэкв.оц, дБ | 54,03 | 61,28 | 48,26 |
Lсум, дБ | 62,2 |
Сравнение вариантов расчетов авиашума для примера МУК-4.3.3722-21
LAeqT | U(95%) | LAэкв.оц | |
---|---|---|---|
Проверка расчета МУК | 65,6 | ||
Расчет по МИ событий без категорий | 62,9 | 2,2 | 65,1 |
Расчет по МИ событий с категориями | 59,9 | 1,8 | 61,7 |
Расчет по формулам МУК с категориями | 62,2 |
Комментарий.
- Оценочный эквивалентный уровень по формулам МУК с разделением на категории равен 62,2 дБ. Это на 3,4 дБ меньше, чем без разделения и близко к результату калькулятора 20444 с разделением на те же категории.
- Определяющий вклад взлетов МК13 также проявился.
- К сожалению, возможность более точного описания авиашума, заложенная в формулах МУК для учета статистики по ВС и ВПО не доведена в этих документах до практического применения. А это, как показано, заметно изменяет результат.
- Калькулятор 20444 позволяет быстро получить оценочный уровень при любом сценарии полетов. В том числе без дополнительных измерений учесть изменение сценария.
- С момента подготовки статьи на нашем сайте появился калькулятор «по составляющим событиям». Он является аналогом калькулятора 20444, но свободен от формальной привязки к шуму транспортных потоков. Поэтому, без формальных придирок со стороны экспертов, его можно использовать для обработки результатов измерений воздействия любых источников виброакустических факторов, если это воздействие складывается из отдельных событий.