<<< Предыдущая статья. «Авиашум. Методы измерения»

В новом МУК 4.3.3722-21 расчету авиашума посвящен отдельный раздел. В том числе разобран пример с большим числом результатов измерений. Измерены пролеты разных типов воздушных судов ВС и трех комбинаций взлетно-посадочных операций (ВПО) и магнитного курса (МК): 1 - взлет, МК 58; 2 - взлет, МК 013; 3 - посадка, МК 193. Для расчета в МУК даны формулы МР 2.5/4.3.0258-21. (С 12/2022 эти рекомендации заменены на «Методику установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека»). Расчет расширенной неопределенности U(95%) выполняется по приложению 1 МУК, которое аналогично ГОСТ 23337-14. Расчет средних значений <L>ASмакс и <τ>эф выполнен без разделения по типам ВС, ВПО и МК.
1. Проверка расчетов по формулам МУК.
Сценарий
<L>ASмакс U(95%) <τ>эф LAэкв.оц
День,
N=300,
T=16 ч
Расчет МУК 75,8 1,45 13 62,7
Проверка расчета МУК 75,8 1,45 13 65,6
Ночь,
N=80,
T=8 ч
Расчет МУК 75,8 1,45 13 59,9
Проверка расчета МУК 75,8 1,45 13 62,8
День,
N=150,
T=16 ч
Расчет МУК 75,8 1,45 13 59,6
Проверка расчета МУК 75,8 1,45 13 62,5
Ночь,
N=40,
T=8 ч
Расчет МУК 75,8 1,45 13 56,9
Проверка расчета МУК 75,8 1,45 13 59,8
Во всех случаях промежуточные значения МУК и проверки совпадают, а LAэкв.оц при проверке на 3 дБ больше, чем в МУК.
2. Калькулятор 20444 без разделения на категории.
Для обработки с помощью калькулятора 20444, результаты измерений максимального уровня звука и эффективного времени звучания пролетов переведены в УЗВ пролетов по формуле LAEj = LAj + 10lg(τэффj), см. раздел 2.1.2. основной статьи Авиашум. Методы измерения. Расчет на калькуляторе 20444 без разделения на категории (как в МУК) показан на скриншотах ниже.
Скриншот расчета.
1
2
Оценочный эквивалентный уровень звука для 300 пролетов днем LAэкв.оц = 62,9 + 2,2 = 65,1 дБ. Это близко к результату проверки 65,6, но не к результату МУК 62,7. То же самое для других сценариев. Вероятно, в результаты расчета МУК вкралась опечатка.
3. Расчет на калькуляторе 20444 с разделением на 3 категории:
  • взлеты МК58,
  • взлеты МК013,
  • посадки МК193.
3
4
Комментарий.
  • Оценочный эквивалентный уровень 59,9 + 1,8 = 61,7 дБ на 3,4 дБ меньше оценочного эквивалентного уровня 65,1 дБ, рассчитанного без разделения на категории т.к.:
    • отдельный средний уровень воздействия для каждой категории учитывает относительные вклады разных ВПО;
    • неопределенность среднего УЗВ меньше, если она рассчитана отдельно для каждой категории, меньше и ее вклад в оценочный уровень.
  • После разделения выявляются вклады категорий. Определяющий вклад вносит взлет МК13, который при данном сценарии полетов дает 106,6 дБ из 107,5 дБ суммарного воздействия.
4. Расчет с разделением на категории по формулам МУК.
По формуле (5) МУК отдельно определяем средние значения максимумов и времен воздействия пролетов для каждой комбинации - взлет МК58, взлет МК13, посадка МК193. Затем, по формуле (6) МУК определяем оценочный эквивалентный уровень, создаваемый каждой категорией. Суммируем эти уровни по обычной формуле
5
Результаты приведены в таблице

Категория
Параметр Взлет
МК58
Взлет
МК13
Взлет
МК193
T, c 57600 57600 57600
<τ>эф, c 14,57 11,13 16,29
<L>ASмакс, дБ 72,36 77,89 66,81
U(95%), дБ 2,2 1,5 1,5
N, событий 35 80 35
LAэкв.оц, дБ 54,03 61,28 48,26
Lсум, дБ 62,2
Сравнение вариантов расчетов авиашума для примера МУК-4.3.3722-21

LAeqT U(95%) LAэкв.оц
Проверка расчета МУК

65,6
Расчет по МИ событий без категорий 62,9 2,2 65,1
Расчет по МИ событий с категориями 59,9 1,8 61,7
Расчет по формулам МУК с категориями

62,2
Комментарий.
  • Оценочный эквивалентный уровень по формулам МУК с разделением на категории равен 62,2 дБ. Это на 3,4 дБ меньше, чем без разделения и близко к результату калькулятора 20444 с разделением на те же категории.
  • Определяющий вклад взлетов МК13 также проявился.
  • К сожалению, возможность более точного описания авиашума, заложенная в формулах МУК для учета статистики по ВС и ВПО не доведена в этих документах до практического применения. А это, как показано, заметно изменяет результат.
  • Калькулятор 20444 позволяет быстро получить оценочный уровень при любом сценарии полетов. В том числе без дополнительных измерений учесть изменение сценария.
  • С момента подготовки статьи на нашем сайте появился калькулятор «по составляющим событиям». Он является аналогом калькулятора 20444, но свободен от формальной привязки к шуму транспортных потоков. Поэтому, без формальных придирок со стороны экспертов, его можно использовать для обработки результатов измерений воздействия любых источников виброакустических факторов, если это воздействие складывается из отдельных событий.