В отдельных случаях «при осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями». Ясно, что ни у одного из перечисленных выше заказчиков экспертизы не будет ни желания ни денег на оплату повторных лабораторных исследований, так что все сведется к проверке наличия комплекта документов АРМ и правильности их заполнения. Ну, а задача изготовления «идеального» комплекта документов не очень сложна и мало затратна. Не нужна ума палата, чтобы сообразить – это гораздо проще и дешевле, чем добросовестное проведение АРМ. Тем более, что в существующей системе контроля такое мошенничество практически «не ловлено».
«Заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке». Инструмент понятен. И если бы не медлительность всех защитных механизмов, включая и всю судебную систему, то, теоретически, с мошенниками, проводящими некачественную АРМ, можно было бы и бороться. Реально, однако, это безнадежно.
Низкая оценка возможностей госэкспертизы в качестве органа, контролирующего качество АРМ, не результат умозаключений – именно такой, формальный, подход к проблеме демонстрируют и ГИТ и ГЭТ уже сейчас. Достаточно послушать отчеты руководителей инспекций всех уровней на различных совещаниях и конференциях, чтобы убедиться в этом.
Вообще говоря, существует возможность ограничивать коррупцию используя возможности некоммерческих организаций - это результат договоренностей участников отрасли, некие корпоративные стандарты и инициативы, причем с использованием международного опыта (столь богатого и уже готового). Власти призывают к созданию СРО (саморегулируемые организации) в отрасли для решения, в том числе и подобных проблем. Мешает узость круга специализированных компаний. Такое впечатление, что они обречены только на конкуренцию и никак не способны к переговорам и сотрудничеству. У большинства участников рынка коллеги по бизнесу воспринимаются только как конкуренты и не более. За небольшим исключением, ни о каком сотрудничестве или взаимодействии речи нет вообще. Причину надо искать здесь - она сложная - это недоверие, неготовность к консолидации, здесь и полное непонимание и не восприятие рыночных норм и механизмов, здесь и отсутствие управленческих навыков и порой просто банальное нежелание решения сложных проблем.
Почему власть не берется решать сама вопрос и не вводит соответствующие законы? Потому, что власть не может быть компетентна и оперативна в решении каждодневных задач и проблем - для этого необходимы рыночные институты, готовые взять на себя ответственность в инициативах и в поиске отраслевых решений. Власть не может назначить ответственных кураторов и с них требовать профессионального, адекватного и объективного решения проблем.
Вот несколько примеров западной практики в этой области. Почти всегда при входе в некий бизнес существует некая группа условий, некий свод правил, причем под вывеской "Welcome" описаны условия присутствия и деятельности в данном сообществе - все очень просто, понятно и доступно. Это может быть на уровне отраслевых, клубных, территориальных, муниципальных и пр. решений - но всегда присутствует свод правил - они фундаментальны.
К примеру:
- на территории некой области (земли, города, района) есть квота на точки продаж и там прописано - количество булочных, аптек, цветочных ларьков, туркомпаний, салонов красоты и т.д. И конечно если Вы уже заняли квоту - можете не опасаться, что рядом откроются еще 10 конкурентов и станут Вас выживать. Конечно квоту вводили не 100 лет назад, она обсуждается и регулируется участниками сообщества.
- у определенного сообщества есть свои правила и условия и это сообщество может распространяться на территории нескольких населенных пунктов одного из регионов. Но при этом, когда при сотрудничестве с ними выясняется, что "этого нельзя делать" и "это запрещено" - то никакие провокации не действуют - корпоративные правила выше. Вам мило улыбнутся и вежливо скажут - извините, но у нас так не принято делать!
- во многих странах потребители и продавцы создают совместные клубы по интересам - они встречаются и обсуждают различные вопросы взаимодействия, уровень и качества товаров и услуг, тенденции и инновации. Очень часто это встреча порядка 30-50 человек или чуть больше и похоже на закрытую вечеринку.
- в ряде стран действуют требования налоговых органов - если Вы успешно ведете бизнес в двух направлениях и объемы растут - необходимо разделять бизнес на эти два направления. Это логично и фундаментально! Это позволяет и дальше расти и развиваться, причем рационально выстраивая стратегию развития, не ущемляясь и уменьшая долю рисков.
Подведем черту - если есть комплексный подход, в котором участвуют бизнесмен, компании, потребители, органы власти и т.д., то возможно решение любой проблемы. Вырасти такое состояние должно "снизу", а не навязываться "сверху" - только тогда оно приживется и становится консолидирующим фактором. Конечно нет легких путей, конечно все это требует времени, конечно могут быть риски и ошибки, но уж точно не решение – отсутствие действий.
Описание будущего положения в области охраны труда было бы неполным, если не рассмотреть еще одной стороны проблемы – последствий присоединения Росси к ВТО. Это, однако, тема достаточно серьезная для того, чтобы быть предметом самостоятельного, отдельного рассмотрения. Обсудим через неделю.
Продолжение следует, Г.Федорович.