В общем, событием в области охраны труда эту конференцию назвать трудно. Вполне рутинное мероприятие. Если бы не одно обстоятельство, придавшее известную остроту событию.
Впервые в работе столь представительного форума принял участие Первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ С.Ф.Вельмяйкин. Он открыл конференцию приветствием участникам. Он же сделал основной доклад «Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда и сохранения здоровья работников». Здесь есть над чем задуматься. В ближайшее время должна будет собраться Рабочая группа Минтруда по подготовке нового ФЗ «О специальной оценке условий труда». Скорее всего, заседание этой группы будет вести С.Ф.Вельмяйкин. И вряд ли подготовлено два варианта доклада – скорее всего такой же доклад предстоит выслушать и Рабочей группе в качестве «затравки» для ее предстоящего заседания. Эти соображения заставляют внимательней прислушаться к докладу. По мнению С.Ф.Вельмяйкина, основным направлением реформирования охраны труда должен быт уход от принятой еще в начале семидесятых годов прошлого века и работающей до настоящего времени модель списочного компенсирования причиняемого работникам вреда. В современных реалиях обеспечиваемые работодателями условия труда в рамках одного и того же вида деятельности могут иметь значительные различия. Однако списочный подход делает невыгодными вложение средств в улучшение условий труда, поскольку страховые отчисления не зависят от степени реальной вредности и опасности условий труда на конкретном рабочем месте.
Необходимо сделать так, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников и чтобы результаты такого исследования использовались как в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности. Такой подход позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, совместить для работодателей вложение средства в улучшение условий труда и оптимизацию своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в ПФ РФ).
В оставшейся части доклада С.Ф.Вельмяйкин излагал свое видение нового ФЗ и его роль в пакете с иными законодательными инициативами и подзаконными актами. Это должен быть целостный, комплексный проект, направленный на улучшение условий труда и замещение рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда. Тема достаточно серьезная для того, чтобы посвятить ей отдельную статью; это предполагается сделать.
Из других сообщений заслуживает внимания доклад А.М.Окунькова – Исполнительного директора Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России АМРОСС». Он сообщил, что вполне эффективные системы охраны труда действуют на большинстве крупных предприятий горно-металлургического комплекса. Серьезные бизнесмены отдают себе отчет в том, что плохие условия труда и связанный с ними повышенный уровень заболеваемости работников – фактор, непосредственно дезорганизующий производство, снижающий эффективность работы и, в конечном итоге, подрывающий экономику предприятия. Это обстоятельство немедленно дает о себе знать, например, если налаживаются партнерские отношения с западными фирмами – никто не будет вести переговоры с предпринимателем, не наладившим у себя производственный менеджмент в соответствии с западными стандартами.Продолжение следует, Г.Федорович