Новости

Испытательные лаборатории для СОУТ и ПК
17.01.2014
ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» открывает новые перспективы для испытательных лабораторий (ИЛ).
  1. Аттестующая организация (АО) может использовать свою ИЛ :
    a. для проведения СОУТ собственными силами,
    b. проводить исследования условий труда по договору с другой АО,
    c. по договору проводить производственный контроль (ПК) на предприятии
  2. Предприятие может аккредитовать свою лабораторию производственного контроля в качестве ИЛ и помимо собственного ПК участвовать в работах по СОУТ, привлекая АО лишь для экспертизы результатов исследований условий труда.
  3. ИЛ может быть самостоятельной аккредитованной организацией и выполнять инструментальные измерения уровней вредных производственных факторов по договорам с предприятиями (в целях ПК), либо с АО (в целях СОУТ).


Чем для предприятия выгодны договорные отношения с ИЛ.

Испытательная лаборатория может взять на себя мониторинг условий труда на предприятии. Зачем эта деятельность предпринимателям – подробно рассматривалось в предыдущей заметке. Здесь обсудим – в чем, с точки зрения предпринимателя, преимущество передачи этих функций сторонней лаборатории, иначе говоря – аутсорсинг охраны труда на предприятии. Стандартные преимущества аутсорсинга любого вида деятельности включают в себя возможность для руководства не отвлекаться на управление обслуживающими функциями и уделять больше внимания основному бизнесу компании, т.е. сконцентрироваться на процессах приносящих непосредственно доход. Все остальные сопутствующие задачи – соблюдение законов действующей правой системы, оформление всех юридических тонкостей, соблюдение множества базисных и прочих формальных процессов жизнеобеспечения фирмы – целесообразно переложить по договору на плечи сторонней организации.

Многие компании задумываются о привлечении сторонних ИЛ к охране труда, но слабое представление о структуре услуги не позволяют сделать данный выбор. Задача руководства ИЛ – продемонстрировать достоинства и плюсы, которые действительно смогла бы получить компания-заказчик от такого сотрудничества.

(1) Повышение качества за счет профессионального состава специалистов. Держать охрану труда (ОТ) на предприятии всегда на переднем крае. Законодательство, методики исследований, технологии, развиваются стремительными темпами. Одному человеку становится невозможным охватить весь спектр знаний. Поэтому часто получается, что один или несколько сотрудников отдела ОТ не могут охватить все аспекты деятельности компании, они часто не подозревают о подводных камнях в работе той или иной системы. ИЛ, предлагающая услуги по мониторингу условий труда, тщательно подходит к выбору специалистов, а в дальнейшем тратит свои средства на развитие своего персонала. Это необходимо, т.к. компания, предоставляющая такие сложные услуги для многих клиентов должна шагать в ногу со временем, развивать свой персонал и развиваться сама. Отдельный же специалист по ОТ ограничен лишь своим узким полем задач - шаг в сторону, и он уже теряется.

Основной выгодой при использовании ИЛ, специализирующейся на ОТ, это опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям. Поскольку компании, специализирующиеся на предоставлении услуг в области ОТ, первыми сталкиваются с определенными специфическими проблемами в данной области, они инвестируют деньги и время для решения возникших задач и в развитие соответствующих технологий, в постоянное повышение квалификации своего персонала. Узкая специализация позволяет ИЛ обеспечивать надежное и качественное исполнение поручаемой ей функции, а благодаря выполнению однотипных операций для множества клиентов ИЛ могут удерживать конкурентоспособные цены на свои услуги. Для того чтобы обеспечить такое же качество самостоятельно, производственной компании необходимы значительные инвестиции в развитие персонала, оборудование, программное обеспечение - не стоит об этом забывать при оценке экономической эффективности перехода на услуги сторонней ИЛ.

(2) Улучшается качество обслуживания производственных подразделений. Часто штатные сотрудники ОТ не могут справиться с новой проблемой из-за ее масштаба или сложности. Держать несколько высококлассных специалистов просто не выгодно. В этом случае время решения проблем возрастает настолько, что негативно скажется в конечном счете на бизнесе. Для таких ситуаций преимущества сторонних ИЛ очевидно. В случае масштабных происшествий и сложных проблем компания, предлагающая услуги в области ОТ, сможет оперативно выделить требуемое количество сотрудников нужной квалификации для скорейшего устранения сбоя.

(3) С производственной компании снимается весь груз задач, связанных с эксплуатацией СИ. Фактически современное измерительное оборудование получается во временное пользование, что позволяет сэкономить на разовых инвестициях. . К тому же это оборудование быстро устаревает, пылясь на складах. Даже потратившись на такой резерв, через некоторое время после очередного сбоя, сотрудник ОТ может заявить, что это СИ было, но куда-то потерялось, т.к. учёт он вряд ли будет вести. У руководства, как правило, другие важные дела. Когда возникает коллапс в ОТ инфраструктуре предприятия, работа всей компании останавливается из-за потенциальной опасности аварии. Одновременно выясняется: имеющиеся на предприятии комплекты СИ не подходит либо по причине отличающегося функционала, либо из-за отсутствия необходимых модулей, а что ещё хуже – они оказывается неработоспособными, но времени сдавать такое оборудование в ремонт производителю уже нет.

(4) Штат специалистов по охране труда — это довольно серьезные затраты. Сюда входит оборудование рабочих мест, отдельное помещение, включая склад СИ, а самое главное — оплата непостоянного труда. Для малых организаций производственный контроль не требует полной занятости персонала ОТ. Привлечение сторонних ИЛ минимизирует риски, связанные с простоем работы отдела ОТ на предприятии.

(5) Компания, предоставляющая услуги ОT-мониторинга, сама заинтересована в стабильности и минимизации времени восстановления оборудования после сбоя. В этом и заключается сравнительное отличие услуги сторонней ИЛ от работы служб ОТ штатными сотрудниками предприятия. Это даёт постоянную уверенность в бесперебойной работе производственной фирмы. Штатный сотрудник не сможет обеспечить гарантированный уровень устранения инцидентов и аварий, ведь он работает за зарплату, а не за результат.

(6) Помимо этого появляется гибкость в управлении ресурсами — при изменении рыночной ситуации, уменьшении объемов производства, перепрофилировании деятельности, компании совершенно не нужно беспокоиться о сокращении численности сотрудников своего предприятия. Клиент сторонней ИЛ также избегает возможности дополнительной платы за удорожание себестоимости конечной продукции, в связи с увеличением расходов на инвестиции в ОТ и оборудование, которые нужны для надлежащей поддержки безопасности технологических процессов.

Заключение

Подводя итог, можно утверждать, что привлечение сторонних ИЛ для мониторинга ОТ, как инструмент управления особенно актуален для российских компаний, потому как их руководству необходимо концентрироваться на развитии бизнеса и поиске решений проблем во время перманентного финансового и политического кризиса. А рутинную работу по обеспечению вспомогательных бизнес-процессов в фирме доверить профессионалам в соответствующей области.

Продолжение следует, Г.Федорович.