Новости

VIII Конференция по вопросам охраны труда
11.12.2014
Конференция проходит в рамках программы мероприятий на XVIII Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда – 2014». На выставке демонстрируется широкий спектр продуктов, обеспечивающих безопасность труда – от средств индивидуальной защиты, измерительных и контрольных приборов, до научно-исследовательских разработок и нормативной, методической, учебной литературы по охране труда. Председатель оргкомитета выставки – первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкин.


Тематика Конференции «Реализация законодательства о специальной оценке условий труда» вполне соответствовала моменту ее проведения – годовщине принятия соответствующего Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013 г. Можно подводить промежуточные итоги и делать предварительные выводы из практики его применения. Интерес к этим вопросам со стороны работающих в области ОТ, как всегда, высок. Зала была заполнена целиком.

В Президиуме Конференции – руководство Минтруда и соорганизатор Конференции – генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Д.Н.Платыгин. Здесь же А.М.Окуньков, исполнительный директор ОООР «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России».

Минтруд: Расслабьтесь, все хорошо.

Пленарное заседание Конференции открылось докладом директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России В.А.Коржа «Формирование правовых институтов специальной оценки условий труда в РФ».

Вообще говоря, правовой институт – это группа правовых норм, регулирующих отношения в определенной области. Именно эти нормы и перечислял В.А.Корж в своем докладе. Поручение Президента РФ (№ Пр 1159 от 14.05.2014 г.), два Постановления Правительства РФ, полтора десятка Приказов Министра. Если учесть некоторую «дырявость» таких норм в области СОУТ (нечеткость процедур, например – идентификации ВПФ, неопределенность требований к экспертам, несогласованность и противоречивость процесса их тестирования), нельзя не признать актуальность темы доклада.

Тем не менее, по мнению В.А.Коржа правовой институт сформирован, можно работать. Основное – это, конечно, Методика СОУТ и Классификатор ВПФ, введенные Приказом Министра № 33н от 24.01.2014 г. Минтруд сознает, что документ несовершенен. Получено около 800 замечаний и предложений по совершенствованию Методики. Готовится приказ с поправками к действующей Методике, однако она легитимизирована и ее можно использовать при проведении СОУТ, а не ждать, пока она буде доведена «до совершенства».

Вторую половину своего доклада В.А.Корж посвятил планам Минтруд на будущее. Здесь вновь была озвучена установка на переход от концепции абсолютной безопасности к принятию приемлемого риска. Эту словесную конструкцию руководство Минтруда произносит не в первый раз, но от этого она не становится менее загадочной. На сей раз ее привязали к разворачивающейся борьбе с устаревшими технологиями, мерам по модернизации производства и выявлению «грязных» технологий. Все это в совокупности с риск-ориентированным менеджментом безопасности труда предлагается объединить под именем «промышленный аудит» и оформить в виде нескольких Федеральных Законов. Один из них «Об охране и безопасности труда» предполагается принять в следующем году. Казалось бы, кроме утверждения о том, что труд не должен быть опасен для жизни, здесь и сказать нечего. Для целого Департамента, однако, не составит труда развить этот тезис на несколько десятков страниц красиво звучащих фраз. В заключение, как всегда, яркими красками расписаны кары, которые воспоследуют для организаций-оценщиков УТ. Для в чем-нибудь виноватых – особенно.

Следующий доклад «Вопросы внедрения специальной оценки условий труда» сделал А.М.Окуньков, исполнительный директор ОООР «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России». Он высоко оценил работу Минтруда, в целом, отметил сложность ситуации с ОТ, нужность Закона.

Металлурги, еще до принятия ФЗ № 426 и не дожидаясь разработки нового ФЗ об охране труда, реализуют масштабную (1,3 трлн руб/год) программу по обновлению рабочих мест. Одно из направлений этой программы – улучшение условий труда за счет снижения уровней вредных производственных факторов (ВПФ). Квалифицированная рабочая сила – это основной производственный ресурс. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция оттока рабочих кадров в госслужбу и сферу услуг. Заболеваемость работников (в том числе и производственно обусловленная) существенно снижает эффективность работы и причиняет заметный экономический ущерб предприятию.

Чего ожидает бизнес от Минтруда, кроме ликвидации «прорех» в существующих НПА? Прежде всего – учет человеческого фактора. К разработке новых законов в области ОТ необходимо подключение специалистов санитарно-гигиенического профиля. Определение уровней ВПФ, чем ограничивается современная СОУТ, также, как и констатация превышения ПДУ – явно недостаточно для эффективной работы в области ОТ. Сами гигиенические критерии следует гармонизировать с западными стандартами, необходимо исключить недобросовестность и предвзятость при сборе статистических данных по профессиональной заболеваемости.

Общий вывод: если руководители предприятий осознают экономическую значимость создания приемлемых условий труда, недостатки современного законодательства об ОТ не являются для них препятствием. В соответствии с этим законодательством, или наперекор ему, но условия труда улучшаться будут. И организации, занимающиеся оценкой условий труда – всегда востребованы на таких предприятиях. Задача в том, чтобы находить таких руководителей, или «перевоспитывать» тех, кто не разбирается в этих вопросах.

Остальные доклады Пленарного заседания были выдержаны в «классическом духе» Минтруда: держать и не пущать. Вот пример.

В Департаменте условий и охраны труда создан отдел регулирования специальной оценки условий труда. Начальник этого отдела М.Ю.Ганичев выступил с докладом «Актуальные вопросы допуска на рынок специальной оценки условий труда экспертов и организаций». Одной из претензий к старой процедуре АРМ был небольшой охват обследованных предприятий – не более 5%. В идеале должен соблюдаться принцип непрерывности: за время между обследованиями (5 лет) должны быть обследованы все предприятия. Иными словами, за год СОУТ должна охватывать 20% всех предприятий. Реально обследуется значительно меньше. Отсюда следует задача для Минтруда: как вовлечь в деятельность по СОУТ достаточное количество организаций (в десятки раз больше, чем есть) и обеспечить их кадрами экспертов. Наблюдения за динамикой прохождения тестирования кандидатами в эксперты показывает, что в день успешно тестируются примерно 2,5 человек (максимум 5 человек в день). Для почти тысячи организаций-оценщиков необходимо 5 тысяч экспертов. В лучшем случае, столько появится только после нескольких лет действия этой процедуры. А с 01.01.2015 г. прекращается переходной период, когда эксперты назначались руководством организаций. То есть, процедура СОУТ остановится на несколько лет?

Административные рычаги здесь очевидны – упрощение процедур аккредитации ИЛ и внесения в реестр самих организаций. Главная интрига здесь – осознает ли руководство Минтруда необходимость кардинального улучшения условий деятельности организаций-оценщиков – разрешилась в пользу негативного ответа. Эта область деятельности в сфере ОТ будет управляться по-старому: учащение проверок (Д.К.Калина, зам. М.Ю.Ганичева), новеллы в области ГЭУТ (В.А.Солдунов, начальник отдела политики охраны труда в Департаменте условий и охраны труда) и т.п.

Если эта невнятная ахинея - то, с чем собираемся обеспечивать безопасность труда, то лучше сразу прикрывать эту деятельность, ибо исход такого обеспечения предрешен.

 Из мероприятий второй половины дня наиболее интересным показалось заседание Комитета по охране труда Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». У этой темы есть история. Напомним: летом прошлого года был проведен Круглый стол Общественной организации «Деловая Россия» (ДР) и представителей Аттестующих Организаций (АО) по теме: «Бизнес-модель реформирования системы управления безопасности и гигиены труда на промышленных предприятиях». В основном доклады делали представители АО, представители ДР заняли выжидательную позицию, подчеркивая необходимость серьезной работы АО для того, чтобы контакты переросли в сотрудничество. Участник Круглого стола со стороны ДР. Ю.В. Егоров в своем заключительном слове подчеркнул, что какое-то время бизнес будет присматриваться к активности АО.

Результатом наблюдений за активностью АО стало образование внутри Деловой России специального Комитета по охране труда и сохранению трудового потенциала. В рамках Конференции проведено открытое заседание этого Комитета. С отчетом о деятельности выступила Зам.председателя Комитета Е.С.Махиня. Эта деятельность, в основном, сводилась к участию в работе других организаций – Агентства стратегических инициатив (по направлению «Молодые профессионалы»), Ассоциации СИЗ, Комитета по трудовым отношениям и охране труда организации «Опора России» и т.п.

Впечатления о сколько-нибудь впечатляющих результатах такого участия не сложилось. Возможно позже что-нибудь получится.

Г.Федорович.