Это не первая попытка Роспотребнадзора создать единый документ, содержащий требования ко всем потенциально вредным физическим факторам производственной среды. Еще в 2010 году вышли СанПиН 2.2.2776-10 «Гигиенические требования к оценке условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний». Они были предназначены для гигиенической оценки условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний и включали гигиеническую оценку факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям вредности и опасности.
Документ был откровенно плох: он представлял собой механическое объединение уже действующих санитарно-гигиенических нормативов, большинство из которых было выпущено 10 – 20 лет назад, причем основывались они на результатах исследований, выполненных еще раньше (60-е – 80-е годы прошлого века). Все декларируемое «совершенствование действующих санитарно-эпидемиологических требований» сводилось к переписыванию этих же требований под видом нового документа. Из-за того, что санитарно-гигиенические нормативы в стране обновляются крайне медленно, выход СанПиН 2.2.2776-10 закреплял отставание отечественной гигиены труда от современного уровня этой науки и продлевал его еще на несколько лет вперед.
В начале 2011 года СанПиН 2.2.2776-10 был отозван, так и не став действующим. Тем не менее, стремление Роспотребнадзора создать объединенные СанПиН’ы сохранилось. Последующие попытки относятся к 2013-14 годам. Примечательно, что сохранились структура и содержание документа. Это по-прежнему механическое объединение давно устаревших НПА, последовательные варианты которого отличаются лишь мелкими подчистками – орфографии, разнесением материала по основному тексту и приложениям, включением или исключением разделов коммунальной гигиены и т.п. Полностью отсутствует какое бы то ни было обоснование предлагаемых требований результатами фундаментальных исследований воздействия вредных физических факторов на организм человека, обсужденных и признанных широкой научной общественностью.
Обречены на отставание.
При таком подходе не может быть речи о гармонизации отечественного санитарно-гигиенического нормирования со стандартами развитых стран Запада. Как пример – формулировка требований к отдельным показателям микроклимата (температура воздуха, температура поверхностей, влажность, скорость движения воздуха, тепловое облучение) в производственных условиях. Такое разбиение единого производственного фактора на отдельные составляющие привносит неопределенности и противоречия, редактировать которые, однако, не имеет смысла, т.к. сама концепция этих требований представляется принципиально неверной. Эта концепция была устаревшей уже в момент введения СанПиН 2.2.4.548—96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», за последние десятилетия она не стала лучше. Тем не менее, содержание этого документа практически без изменений перенесено в новые СанПиН’ы. Эти требования прямо противоречат принятой на Западе практике расчетов теплового состояния работника и подбора подходящих условий труда и СИЗ. Современное состояние отечественной гигиены труда вполне способно обеспечить научно обоснованные подходы к проблеме (можно указать, например, на работу проф. В.Ф.Кириллова и Г.В.Федоровича «Расчет теплоизолирующих параметров одежды для комфортных условий работы», опубликованную в журнале Медицина труда и промышленная экология, № 4, 2011 г.), однако эти результаты оказываются вне поля зрения составителей новых СанПиН’ов, хотя они могли бы служить основой для адекватного изложения санитарно-гигиенических требований к микроклимату производственных помещений и помещений жилых зданий.
Ряд нормативов, включенных в проект СанПиН, в действительности не может быть отнесен к гигиеническим нормативам, а является своего рода технологическим требованиями для обеспечения соответствующих рабочих условий. Так, в документе содержатся различные нормативные требования по шуму для различных категорий напряженности трудового процесса (табл.3.1). Уровни шума нормируются на 25 – 30 децибел ниже, чем для производственных помещений. Возможно, это оправдано для проведения в указанных помещениях соответствующих видов работ, но это никакого отношения не имеет к вероятности нарушения здоровья работников, занятых в этих помещениях, от воздействия шума. В то же время, трактуя эти показатели как гигиенические нормативы, проект СанПиН создает прецеденты, когда превышение таких специфических уровней на практике рассматривается как доказательство наличия у работников вредных условий труда.
Для введения гигиенических нормативов шума с учетом тяжести и напряженности труда отсутствуют необходимые подтверждения в системе доказательной медицины, т.е. требование к соблюдению такого норматива носит декларативный характер. Широко известно, что при уровнях шума ниже 80 децибел не происходит повреждения органа слуха, специфического и единственного для этого вредного фактора профессионального заболевания - нейросенсорной тугоухости, а достоверное для всех видов работ увеличение частоты иных нарушений здоровья не подтверждено результатами эпидемиологических исследований. Подобных обязательных гигиенических нормативов нет в мировой практике.
Другим примером декларативных требований, для которых отсутствуют необходимые подтверждения в системе доказательной медицины, являются новые требования к уровням электромагнитных полей в диапазоне частот 3 Гц – 30 кГц на рабочих местах. Введение таких требований представляется совершенно неприемлемым по целому ряду причин:
Грядущая организационная неразбериха.
Проект, в нарушение пункта 5 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009) абсолютно не учитывает уже имеющиеся механизмы нормирования вредных производственных факторов, установленные Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Это неизбежно приведет к конфликту интересов, коррупционным решениям и неоднозначности информации о состоянии условий труда на рабочих местах.
Поскольку проект СанПиН содержит гигиенические нормативы для производственных помещений и рабочих мест, он будет непосредственно использоваться в системе регулирования трудовых отношений наряду с ТК РФ, Федеральным законом № 426-ФЗ и пр., вступив в неминуемые противоречия с действующим законодательством, отечественными принципами гигиенического нормирования и международной практикой применения гигиенических нормативов. При этом можно ожидать выявление несоответствий выводов относительно состояния условий труда, сделанных по результатам специальной оценки условий труда (контроль осуществляется по линии Минруда) и норм рассматриваемого проекта (контроль по линии Роспотребнадзора). Как результат – дезориентация работодателей, двойной контроль, судебные претензии со стороны работников на результаты специальной оценки условий труда.
О масштабах грядущей неразберихи можно судить по следующим данным. Предлагаемым регулированием будут затронуты добывающие и производящие отрасли промышленности. По данным Росстата за 2010 – 2012 г.г. в отраслях добычи полезных ископаемых до 46% рабочих мест не отвечают гигиеническим ноpмативам условий труда, в обрабатывающих производствах – до 33%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – до 34%, строительство – до 22%, транспорт и связь – до 35% . Можно ожидать, что репрессивные меры, которые могут быть предприняты в рамках контроля исполнения требований рассматриваемых СанПиН, коснутся подавляющего большинства предприятий самых различных отраслей экономики в том числе финансируемых из бюджета Российской Федерации.
Кроме того, что в качестве организационно-технических мероприятий подразумевается предусмотренный статьей 24, частью 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ запрет деятельности указанных предприятий в случае нарушения требований СанПиН, но следует ожидать еще и дополнительные экономические потери, сопряженные с затратами на гарантии и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда должны увеличиться в разы, т.к ожидаемый прирост контингента, для которого актуализируется установление льгот и компенсаций за вредные условия труда при использовании необоснованных для рабочей зоны гигиенических нормативов, составит существенную часть работающего населения страны.
Вместо заключения.
Мы, кажется, начинаем привыкать к нескончаемому потоку скверных новостей. Скоро мы и вовсе перестанем их замечать, как не замечают старые обои, на фоне которых проходит повседневная жизнь.
Слушайте, так нельзя творить, СанПиН – это же важный документ, нам по нему жить и работать – эти выкрики на Портале превращаются в трюизмы, которые даже стыдно произносить, поскольку совершенно бессмысленно.
Такое впечатление, что можно «протолкнуть» все, что угодно – именно потому, что разбалансированы отношения между ведомствами, которые должны были бы заниматься одним и тем же, исчезли все невидимые границы допустимого. Вроде бы все страшно лояльны, но все как-то перестает получаться. Приказы Президента выполняются, но цели не достигаются.
Прогнозы вообще дело неблагодарное, а уж сегодня, в наши непоправимые времена, лучше ничего не предсказывать и ни от чего не зарекаться. Либо ошибешься, либо угадаешь, и непонятно, что хуже. То есть лучше не гадать, чтобы не накликать беду.
Главная неприятность ведь не в том, что предсказания сбываются. Главное в том, что воплощаются в жизнь самые мрачные пророчества. Как избежать такой напасти? Прежде всего, следует быть поосторожней в своих прогнозах. Черный юмор футурологического свойства надо изгнать. А если что и предсказывать, как бы в шутку, то события исключительно позитивные, типа объединения Минтруда и Роспотребнадзора или включение в группы для работы над текстами НПА деятельных людей вместо начальников. Конечно, автор подобных текстов немедленно прослывет идиотом, но эта цена не представляется чрезмерной. А вдруг хоть что-нибудь сбудется?
Поживем – увидим.
Г.Федорович.