Новости охраны труда


Первая Всероссийская Неделя охраны труда – площадка для контактов.


23.03.2015

Составной частью Недели предполагается проведение Международной конференции, посвященной вопросам развития и сближения законодательства в сфере охраны труда.

Действующее трудовое законодательство в нашей стране нацелено на усиление ответственности работодателей за недостаточное внимание к улучшению условий труда. Административные меры «карательной» направленности свидетельствуют о том, что на деятельность по охране труда работодатели все еще смотрят как на организационную и финансовую обузу, не приносящую заметной пользы для предприятия.

В промышленно развитых странах уровень охраны труда, в числе прочих показателей, определяет уровень капитализации компании. Именно это обстоятельство является основным стимулом для менеджмента западных компаний уделять охране труда не меньше внимания, чем организации производства, повышению производительности труда и другим подобным проблемам.


В мероприятиях Недели предполагается участие представителей бизнес-сообщества. Стоит попробовать воспользоваться этим для налаживания диалога между ними и специалистами в области гигиены и охраны труда (ГиОТ). Диалог будет продуктивным только если можно заинтересовать в нем промышленников. В основе такого интереса может быть одно простое соображение: здоровые работники работают лучше больных. Конкретизация этой мысли, однако, не столь проста и требует определенных обоюдных усилий – как бизнесменов, так и специалистов по ГиОТ.

Постановка задачи.

Специалистам по ГиОТ необходимо убедить промышленников в существовании прямой связи экономического ущерба предприятия с условиями труда на нем. Именно эта зависимость должна являться главным экономическим стимулом к улучшению условий труда. Она обуславливает целесообразность затрат на охрану труда – их результатом будет рост прибыли и капитализации предприятия за счет уменьшения потерь, вызываемых профессионально обусловленной заболеваемостью работников. Общие соображения о существовании и силе искомой связи приводились в одной из наших предыдущих заметок и более развернуто – в журнальных статьях «Потери прибыли, обусловленные заболеваниями работников» и «Экономический ущерб предприятия от профессионально обусловленной заболеваемости работников» . Эти вопросы целесообразно обсуждать совместно бизнесменам и специалистам по ГиОТ.

Вообще говоря, оценка экономической эффективности работы предприятия сводится к анализу денежных потоков (cash flow) на нем. Анализ различен для различных предприятий. Соответственно, конкретизация общих соображений может быть разной на производствах различных отраслей промышленности. Также различны методы включения в анализ данных о заболеваемости работников и учета этих данных для оценки конечной эффективности работы. Службы ГиОТ могли бы предоставлять необходимую исходную информацию. Конкретнее, эти службы должны

  • наблюдать за состоянием здоровья работников,
  • инициировать мероприятия по улучшению условий труда, конкретизировать их содержание и очередность выполнения,
  • консультировать работодателей, работников или их представителей (профсоюзы) о ситуации с условиями труда на предприятии.

Предстоящую Неделю можно сделать площадкой для диалога между промышленниками и специалистами в области ГиОТ. Темами обсуждения могут быть:

  • задачи и принципы работы служб ГиОТ на предприятиях,
  • состав и структура служб ГиОТ,
  • методы оценки эффективности (в том числе и экономической) их деятельности.

Ясно, что для работы в службе ГиОТ требуется некоторая подготовка в самых различных областях – санитарии и гигиены, статистики, финансовой, юридической и т.п. Организация соответствующих учебных процессов невозможна без государственного участия, здесь вполне уместна роль Министерств (труда, образования …).

Характер деятельности службы ГиОТ.

Первое правило специалистов по PR: рекламировать не услуги, а выгоду от их покупки. Пока что ситуация такова: бизнес обращается к специалистам по ГиОТ, рассчитывая получить выгоду от сотрудничества, а они ничего предложить не могут. Заинтересовать бизнес-сообщество в работе по охране труда можно только продемонстрировав возможность повышения таким способом эффективности финансово-экономической деятельности предприятия.

Для сторонних организаций, рассчитывающих быть привлеченными к охране труда, например – на основе аутсорсинга, эта деятельность должна рассматриваться как услуга. Для потенциальных Заказчиков услуг должен быть организован сервис, дающий возможность получить полную информацию и заказать услугу нужного вида и объема. Разработка проекта эффективной стратегии сервиса должна быть достаточно профессиональной, в частности - включать маркетниговые исследования, позиционирование услуг в плане привлечения Заказчиков и т.п. Недопустимо ориентироваться на процессы, а не на результат, когда Заказчик получает отчет с протоколами, но так и остается в неведении – что же сделано для него и зачем ему все это нужно. Следует исходить из того, что организация, предлагающая услугу по ГиОТ – это некий коллективный эксперт который поможет Заказчику в решении его вопросов.

Организации, занимающиеся сегодня СОУТ, скорее всего, смогут выполнить лишь часть из всего комплекса работ. Например – качественно провести измерение физических факторов. Сложнее будет разработать план дальнейших действий, которые позволят Заказчику решить его проблемы с ГиОТ и тем самым увеличить капитализацию его предприятия. Конечно это не СОУТ и рынок, подходы и сложности тут другие.

Все эти вопросы можно было бы обсудить на площадках Недели. Для обеих сторон важно, чтобы диалог был конструктивным. Все презентации должны проходить довольно жесткий отбор, чтобы не было пустых докладов. Со стороны организаторов следует уделить особое внимание тому, чтобы это был не самопиар, а именно рассказ об удачно реализованных проектах: какая задача была поставлена, какой был выделен бюджет, какие идеи и каким образом удалось претворить в жизнь и т.д.

Нормальная практика, когда предлагающий услугу объясняет потенциальному Заказчику реальную ситуацию исходя из предыдущего опыта и знаний и заранее предупреждая о беспристрастности проведения измерений и возможных последствиях. Одновременно нужно понять - какие мотивы движут Заказчиком? Это, по сути, главный вопрос: почему он может сделать заказ? Что им движет? Ответы на эти вопросы можно получить только подробно поняв специфику бизнеса, задачи и ожидания работодателя. Готовясь к диалогу, следует подготовить вопросы, которые помогут понять потребности, найти так называемые «болевые точки» у представителей бизнеса.

Можно надеяться, что сама атмосфера встреч на Неделе будет способствовать формированию дружеских контактов и доверительных отношений при личных встречиах потенциальных партнеров в сфере ГиОТ.

Четко сегментированная структура Недели позволит специалистам наиболее эффективно использовать свое рабочее время, сфокусировавшись на интересующей их тематике.

В чем ценность Недели.

Вообще-то идея о существовании прямой связи экономического ущерба предприятия с условиями труда на нем вполне тривиальна. Достаточно спокойно подумать какое-то время, чтобы все понять. Вот только где взять это спокойное время? У кого оно есть? Мы не только живем, но и отдыхаем на бегу – мы слишком возбуждены собственными проблемами.

Одна из возможностей, предоставляемых будущей Неделей – остановиться и подумать. Послушать других. Только эти другие смогут объяснить тебе, какие усилия ты должен проделать над собой, чтобы принять угодную им форму.

Не обязательно из этого что-нибудь получится. Но, если ты в кромешной тьме видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет.

Г.Федорович.