Съехались все, имеющие отношение к охране труда: директора предприятий, посредники, инженеры, представители тематических министерств, топ-менеджеры, крупные игроки рынка. Задача чиновников — рассказать о своих затеях, цель производственников – договориться о помощи, задушить конкурентов и выбить очередные льготы.
Главными на совещаниях-мероприятиях были представители Минтруда. Они сообщили, что производственники и так получили государственной поддержки сполна – ФЗ № 426 с сопровождающими приказами, поправки в другие ФЗ и ТК.
Почему законы у нас есть, а охраны труда нет? Потому, что написание законов - рутина, а на охрану труда надо потратиться. В этом суть государственной политики. Основа деятельности государственной системы в настойчивом регулировании процессов. На любой шаг непременно есть инструкция, для любого движения разработан регламент, для всякой затеи прописано правило. Стоит наметиться отклонениям от проторенных путей, чиновники не станут разбираться в причинах, не возьмутся анализировать последствия, зато запретят подобное впредь. Делать ничего не надо. Достаточно писать бумажки, регламентирующие жизнь участников процесса, определяющие кто кому и сколько должен. Государство опять выступает в любимой роли посредника, жестко диктующего правила поведения.
1. У всех перед глазами пример – Методика проведения СОУТ. Два года действует ФЗ № 426, причем действует именно через Методику. Казалось бы – следует попросить представителей организаций, делающих СОУТ, рассказать о выявленных проблемах, а чиновники посидели бы в зале и послушали. Но нет, торжествует армейский принцип – главное должность. Функция является не следствием подготовки, квалификации и навыка, а следствием должности из которой и вытекают подготовка, квалификация и навык. Этим же армейским принципом, упрощающим мир до уровня инструкции по применению и красивой вывески на пустом месте, пользуются и в мирной жизни. Кого назначили командиром, тот и командует.
Следствие – чудовищная формализация СОУТ. Большая часть и самого ФЗ № 426 и сопровождающих документов посвящена описанию процедур заполнения протоколов, форм, табличек. Результат предсказуем: падение качества СОУТ, появление рынка фальшивых заключений, процветание демпингующих контор.
Здесь на авансцену выходит стратегическая прозорливость Минтруда. Она тем результативней, чем неожиданней. Еще никто ничего не знает, не догадывается, не подозревает, а стратег уже все увидел, понял и принял меры долгосрочного планирования. И как только грянуло, ахнуло, явилось, все от неожиданности успели только замереть, а стратег уже радует готовым решением, согревает сердца предъявленной мудростью и прозорливым умением постигать суть заранее. При этом вопрос безопасности работников не рассматривается. Задача отменить льготы, обосновать рост страховых тарифов и заставить всех осознать неизбежность. То, что обещано как социальная защита, вместо этого становится косвенным налогом.
Обозначена цель: потеснить лишних и все сконцентрировать в управляемых СРО. Монополия всегда выгодней и позволяет назначать цену без объяснений. На сегодня разные конторы продают СОУТ-результаты по разным ценам. Есть регионы, где филькина грамота непростительно дешево стоит. К тому же, остались такие, кто проводит СОУТ по-честному, чем сильно портят общую картину доступности и необременительности. Минтруд желает ввести наказания для непокорных и шибко самостоятельных. Это позволит ему регулировать рынок конкурентов, по своему усмотрению решая кому и чем торговать, по каким ценам и с какими последствиями.
2. Полгода назад Постановлением № 81 Главного санитарного врача РФ А.Ю.Поповой утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах». Правила начнут действовать с 1 января 2017 года. Совершено очевидно, что это событие представляет собой, пожалуй, самое значимое в области гигиены труда за последние годы. С выходом новых СанПиН кончается использование запредельно просроченных НПА по гигиеническому нормированию условий труда. Есть полезные новации, которые уже обсуждались в одной из предыдущих наших заметок. Они подтверждают общие принципы деятельности в этой области и определяют основное содержание и сущность охраны труда в целом на предприятиях и каждого работника на его рабочем месте.
Очень важным является постановка вопросов разработки логического аппарата, типов и способов построения научного подхода к возникающим проблемам. Все это необходимо для того, чтобы осмыслить новые принципиальные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную стратегию в разработке отдельных направлений. В этом плане новые СанПиН’ы представляют собой основу для определения требований к эффективно работающей, прочной и цельной системе исследовательской и практической деятельности в сфере охраны труда. Вышедший документ необходим для превращения исследований условий труда в орудие активного преобразовательного воздействия на производственные условия. Он играет важную роль в определении целей деятельности в этой области, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития современного производства.
Следующим этапом следовало ожидать модернизацию «обвязки» ФЗ № 426 – Методики выполнения СОУТ и Приказа № 1034. Логично было бы рассматривать СанПиН как основу Методики. Изменения в основе требуют соответствующих изменений в самой Методике. Эти изменения не должны быть слишком значительными, соответственно незначительности новаций в СанПиН. Однако, за истекшие полгода в Методике не было сделано никаких изменений. Более того, Минтруд демонстративно игнорирует новые СанПиН’ы, сам «вышибая» основания из-под ФЗ № 426.
Ситуация совершенно ненормальная. Междуведомственные трения практически разваливают гигиенические основы деятельности в области ораны труда. И никому до этого дела нет. Долгосрочная схема покорения рынка СОУТ в пользу различного рода СРО и вопреки интересам работников свидетельствует о грандиозной стратегической прозорливости и умении предвидеть. Мероприятия против работников были затеяны еще в период стабильности, а накроют нас только теперь, позволив Минтруду благополучно пережить временную заминку процветающей экономики страны.
3. Народ у нас абстрактно мудр и перманентно наивен. Взявшись за дело не всегда радует достижениями. И все время верит, обманываться рад и отказывается делать выводы. Написанное становится сказкой, но не былью, и вне зависимости от сути деклараций, обещаний и законов, главное не изменится никогда: государство не собирается служить народу и всегда будет управлять им. Год, век, князь, царь, генсек, президент, общественный строй могут измениться, отношение государства к людям — нет. Простой смертный в России слишком прост, заведомо смертен и сразу уценён. Посему имеем аксиому: мы для государства, а не государство для нас. Поэтому власть всегда диктует нам волю, обязательную к исполнению и, в зависимости от века, эпохи, строя, назначает суть обязательств: отработать, отдать, заплатить. Управляя нами, государство определяет, кому и сколько мы должны. Наш интерес не учитывается, долг не подлежит сомнению, лишь оглашается воля, сумма и назначение. Возражения умиляют и не рассматриваются, иногда вызывая презрение. Начальник, полицейский, чиновник, охранник, депутат, министр существуют для того, чтобы запретить.
Продолжение следует.
Г.Федорович.