Новости

ФЗ «О специальной оценке условий труда». Признаки здравомыслия.
31.05.2013
Прошедшая неделя была отмечена всплеском активности Минтруда вокруг нового ФЗ «О специальной оценке условий труда». Доклад о нем сделал Директор департамента условий и охраны труда В.А.Корж на заседании Коллегии Минтруда России. на следующий день он же прокомментировал радиостанции "Вести ФМ" ситуацию с занятостью работников во вредных и опасных условиях труда.Самым интересным явилось выступление С.Ф.Вельмяйкина на конференции «Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения», содержащее перечень законодательных инициатив и подзаконных актов, в пакете с которыми должен вводиться новый ФЗ «О специальной оценке условий труда». 


Прошедшая неделя была отмечена всплеском активности Минтруда вокруг нового ФЗ «О специальной оценке условий труда». Доклад о нем сделал Директор департамента условий и охраны труда В.А.Корж на заседании Коллегии Минтруда России 27 мая 2013 г. Буквально на следующий день он же прокомментировал радиостанции "Вести ФМ" ситуацию с занятостью работников во вредных и опасных условиях труда. Лейтмотивом этого комментария было: «Минтруд готовит закон, который введет новые правила оценки опасности рабочих мест и формы компенсации со стороны работодателя». Содержание обоих выступлений, однако, не представляло собой ничего нового. Все это были комментарии к докладу С.Ф.Вельмяйкина, который (доклад) сам по себе особой глубиной не отличался.

В четверг стало известно содержание предложений Минтруда для рассмотрения на заседании Трехсторонней комиссии (сообщение T-ТЭН). Это предложение касается разработки «Программы замещения рабочих мест с вредными условиями труда». Сопроводительное подписано С.Ф.Вельмякиным, его же можно подозревать и в авторстве «Программы». Какого-либо вдумчивого анализа документ не заслуживает. Достаточно одного примера: Вначале сообщается, что «В целом количество рабочих мест с вредными условиями труда в Российской Федерации оценивается в объеме 26,6 млн. единиц». Через несколько страниц, как достижение отмечается, что «В рамках финансового обеспечения предупредительных мер …, ежегодный объем которого превышает 5 млрд. рублей, в период с 2006 по 2012 год около 10 тыс. рабочих мест приведено в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда».». Поделив одно на другое нетрудно оценить срок выполнения программы замещения всех рабочих мест с вредными условиями труда: 16 тысяч лет.

Конечно, трехсторонняя комиссия может обсуждать и не такую дичь, но для остальной публики это вряд ли интересно.

Неожиданный поворот.

Неожиданностью на этом скорбном фоне явилось выступление С.Ф.Вельмяйкина на конференции «Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения. Андреевские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения крупнейшего ученого, Заслуженного деятеля науки РСФСР Виталия Семеновича Андреева». Самым интересным здесь был перечень законодательных инициатив и подзаконных актов, в пакете с которыми должен вводиться закон о специальной оценке условий труда.

В состав такого нормативного «пакета», помимо собственно федерального закона о специальной оценке условий труда, по мнению С.Ф.Вельмяйкина, должны войти:

  • поправки в Трудовой кодекс РФ и подзаконные акты, конкретизирующие порядок, условия и размеры предоставления соответствующих гарантий и компенсаций работникам (практически конкретизирующие Постановление от 20 ноября 2008 г. № 870);
  • поправки в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, направленные на дифференциацию тарифов дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда класса профессионального риска (класса условий труда);
  • поправки в пенсионное законодательство, регулирующие учет пенсионных прав и условия пенсионного обеспечения работников, за которых осуществляется уплата дополнительных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • поправки в законодательство об обязательном социальном страховании, направленные на постепенный переход возмещения так называемого «досрочного» периода выплаты пенсии из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования с установлением процедуры индивидуальной оценки риска приобретения профессионального заболевания при условии продолжения работы и, соответственно, индивидуальной оценки нуждаемости в выплате страхового обеспечения досрочно.
Обращает на себя внимание направленность новых инициатив Минтруда. Нет никаких упоминаний о том, кто за чем будет присматривать, кто кого и как будет наказывать. Все перечисленное имеет целью упорядочить процедуры социального и пенсионного страхования работников, определить «справедливые» размеры страховых взносов, создать условия, делающие экономически целесообразными мероприятия по оздоровлению и улучшению условий труда.
Деловой характер выступления С.В.Вельмяйкина не может не радовать. Тем не менее, не все идет как по маслу в этой сфере.

Противостояние продолжается.

Далеко не идеальны отношения Минтруда с главными законодателями в области санитарно-гигиенического нормирования – Роспотребнадзором, РАМН (в частности с НИИ медицины труда), Минздравом. Все эти ведомства сейчас ведут борьбу за довольно ограниченные государственные финансовые ресурсы. Неподконтрольность научных организаций Минтруду приводит к тому, что обсуждение вопросов нормирования выходит за рамки профильного министерства, что, очевидно, не способствует укреплению сотрудничества.
К сожалению, благие намерения Минтруда, например, относительно «использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения условий и охраны труда … позволяет комплексно реализовывать мероприятия, взаимоувязанные по ресурсам, исполнителям и срокам», могут так и остаться всего лишь словами, потому что проблемы, которые нужно решить для их реализации, возникают не только на уровне Минтруда, но и на уровне Минэкономразвития, Минфина, Минюста и других ведомств.

Российская действительность, деструктивные процессы в которой всегда запустить легче, чем созидательные, неоднократно оказывалась не по зубам даже самым отчаянным реформаторам. Конечно же Минтруду будет крайне сложно собрать в единое целое корпус законодательства о труде из многочисленных лоскутков, имеющихся «под рукой».
Но и в случае, если С.Ф.Вельмяйкину будет сопутствовать успех, и он проявит качества присущие скорее опытным бюрократам и политикам, а не молодым менеджерам, все же остается риск, что его попытки реформировать систему охраны труда в стране пойдут насмарку из-за недуга куда как более глубокого, чем тот, которым поражена социальная сфера.

Продолжение следует, Г.Федорович.