В четверг стало известно содержание предложений Минтруда для рассмотрения на заседании Трехсторонней комиссии (сообщение T-ТЭН). Это предложение касается разработки «Программы замещения рабочих мест с вредными условиями труда». Сопроводительное подписано С.Ф.Вельмякиным, его же можно подозревать и в авторстве «Программы». Какого-либо вдумчивого анализа документ не заслуживает. Достаточно одного примера: Вначале сообщается, что «В целом количество рабочих мест с вредными условиями труда в Российской Федерации оценивается в объеме 26,6 млн. единиц». Через несколько страниц, как достижение отмечается, что «В рамках финансового обеспечения предупредительных мер …, ежегодный объем которого превышает 5 млрд. рублей, в период с 2006 по 2012 год около 10 тыс. рабочих мест приведено в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда».». Поделив одно на другое нетрудно оценить срок выполнения программы замещения всех рабочих мест с вредными условиями труда: 16 тысяч лет.
Конечно, трехсторонняя комиссия может обсуждать и не такую дичь, но для остальной публики это вряд ли интересно.
Неожиданный поворот.Неожиданностью на этом скорбном фоне явилось выступление С.Ф.Вельмяйкина на конференции «Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения. Андреевские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения крупнейшего ученого, Заслуженного деятеля науки РСФСР Виталия Семеновича Андреева». Самым интересным здесь был перечень законодательных инициатив и подзаконных актов, в пакете с которыми должен вводиться закон о специальной оценке условий труда.
В состав такого нормативного «пакета», помимо собственно федерального закона о специальной оценке условий труда, по мнению С.Ф.Вельмяйкина, должны войти:
Противостояние продолжается.
Далеко не идеальны отношения Минтруда с главными законодателями в области санитарно-гигиенического нормирования – Роспотребнадзором, РАМН (в частности с НИИ медицины труда), Минздравом. Все эти ведомства сейчас ведут борьбу за довольно ограниченные государственные финансовые ресурсы. Неподконтрольность научных организаций Минтруду приводит к тому, что обсуждение вопросов нормирования выходит за рамки профильного министерства, что, очевидно, не способствует укреплению сотрудничества.
К сожалению, благие намерения Минтруда, например, относительно «использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения условий и охраны труда … позволяет комплексно реализовывать мероприятия, взаимоувязанные по ресурсам, исполнителям и срокам», могут так и остаться всего лишь словами, потому что проблемы, которые нужно решить для их реализации, возникают не только на уровне Минтруда, но и на уровне Минэкономразвития, Минфина, Минюста и других ведомств.
Российская действительность, деструктивные процессы в которой всегда запустить легче, чем созидательные, неоднократно оказывалась не по зубам даже самым отчаянным реформаторам. Конечно же Минтруду будет крайне сложно собрать в единое целое корпус законодательства о труде из многочисленных лоскутков, имеющихся «под рукой».
Но и в случае, если С.Ф.Вельмяйкину будет сопутствовать успех, и он проявит качества присущие скорее опытным бюрократам и политикам, а не молодым менеджерам, все же остается риск, что его попытки реформировать систему охраны труда в стране пойдут насмарку из-за недуга куда как более глубокого, чем тот, которым поражена социальная сфера.
Продолжение следует, Г.Федорович.