Новости

ФЗ «О специальной оценке условий труда». Круглый стол вокруг Проекта.
28.06.2013
4 июля в Москве состоится Круглый стол Общественной организации «Деловая Россия» по теме: «Бизнес-модель реформирования системы управления безопасности и гигиены труда на промышленных предприятиях». Соорганизатор круглого стола – ЗАО «Бутам».
Ситуация складывается так, что это может быть очередным проходным событием в богатом на такие события нынешнем времени, но может стать заметной вехой в процессе становления российского бизнеса – переходом на новый уровень производственного менеджмента, который будет включать организацию безопасного труда как важный элемент организации производства.


Задачей Круглого стола является выработка механизмов перехода к новой модели управления охраны труда - преактивное управление на основе принципов риск-менеджмента, в соответствии с лучшими практиками мирового сообщества.

1. Проблемы правового регулирования и регламентации в сфере охраны труда

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия труда (статья 209 ТК РФ).Вопросы охраны труда охватывают целый круг понятий и направлений в сфере социально-трудовых отношений. В широком смысле под охраной труда понимают систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая, согласно статье 209 ТК РФ, включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В узком смысле охрана труда рассматривается как один из разделов трудового права, который выступает в виде совокупности правовых средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Реально требуется очень серьезная работа по кодификации трудового законодательства. Необходимо выстроить "скелет" системы нормативных актов и контролируемо вносить в нее изменения, не привнося противоречий и без ущерба для целостности системы. По смыслу понятия кодификация – это упорядочение нормативного материала с изменением его внутреннего содержания, осуществляющееся путем объединения правовых норм в единый, логически цельный, внутренне согласованный кодекс законов о труде. Он должен охватывать, в том числе и вопросы занятости, свободы объединения в союзы, продолжительности рабочего дня, предотвращение несчастных случаев на производстве, пособия и компенсации, социальное обеспечение.Проблема, в частности, состоит в том, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР. Сюда входят Постановления Совмина РСФСР, Кабинета Министров СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных министерств и ведомств, государственные нормативы, методические указания.

Столь крупная нормативная база разноплановых документов, принятых еще к тому же в иных социально-экономических условиях, создает определенную сложность в регулировании отношений в сфере охраны труда. Ситуация осложняется Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Соглашение регулирует работу над вопросами охраны труда. Сформированы органы социального партнерства на федеральном уровне: постоянно действующая Российская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, конституируемая статьей 35 Трудового кодекса РФ. Порядок ее деятельности определяется специальным федеральным законом. В рамках РТК создаются рабочие группы, конституируемые соответствующим постановлением Правительства РФ. Направления их деятельности соответствуют разделам Генерального соглашения.

В трудовом законодательстве закреплена обязательность учета мнения РТК при разработке нормативно-правовых актов о труде, в том числе об охране труда, однако эта норма не сформулирована как всеобъемлющая, а перечень таких актов определен недостаточно четко.Обозначить эти проблемы и наметить пути их решения предполагается в докладах и дискуссиях на Круглом Столе.  

2. Оценка профессиональных рисков и методы управления ими.

Первоначально, когда реформы в области ОТ только начинались, понятие «профессиональный риск» (ПР) закладывалось в основания всех проектов новых НПА. В немалой степени это объяснялось ссылками на западную практику. Однако, в нашем отечестве не все шло гладко с внедрением понятия ПР в нормы по ОТ.

Дело в том, что изучение профессиональных рисков актуально, в первую очередь – в связи со становлением страховых механизмов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Становление и эффективное функционирование таких страховых механизмов предполагает решение ряда серьезных проблем, первая из которых – разработка системы анализа профессиональных рисков. Проблема оценки профессионального риска была сформулирована почти полвека назад в Конвенциях Международной организации труда (ILO) и Рекомендациях Международной организации по стандартизации (ISO), несколько десятилетий выходит специализированный журнал «Risk Analysis», работает Международное общество по анализу риска (SRA), в США и Англии действуют национальные исследовательские центры. Тем не менее, до настоящего времени в этой области не существует даже устоявшейся терминологии. Понятию «профессиональный риск» в различных документах даются различные трактовки. Если ограничиться отечественными НТД, можно обнаружить достаточно существенные различия в определениях. Например, в 1998 году в ФЗ № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» профессиональный риск определяется как «Вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) …». В 2002 году в ФЗ № 184 «О техническом регулировании» в аналогичное определение вводится новое понятие «Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан … с учетом тяжести этого вреда».

В Руководстве ISO/IEC 51-2002 «Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты» появляется уже «Сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба». Аналогичное определение дается в ГОСТ 12.0.230 – 2007 ССБТ «Система управления охраной труда. Общие требования»: «Сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием». Иными словами, в дополнение к вероятности вреда, в понятие риска в последнее время вводится еще и связанный с этим ущерб. В последнем по времени документе ГОСТ Р 12.0.010–2009 «Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» риск определяется как математическое ожидание ущерба здоровью и жизни работника, т.е. ущерб становится определяющим показателем риска. При этом допускаются различные толкования ущерба, в зависимости от целей исследования:

  • количество и тяжесть профессиональных заболеваний;
  • продолжительность временной утраты трудоспособности;
  • сумма пособий по временной нетрудоспособности;
  • количество случаев стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
  • степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
  • сумма расходов на обеспечение по страхованию;
  • другие показатели.

Таким образом, введенный как единый показатель опасности, профессиональный риск может быть различным в зависимости от цели исследования. Используя последнее толкование ущерба («другие показатели») авторы любого исследования могут вводить свои критерии риска, не заботясь о согласовании с ранее принятыми.Предполагая, что прийти к консенсусу в строгом определении профессионального риска сейчас уже невозможно, целесообразно использовать этот термин расширительно - в качестве названия научной дисциплины, занимающейся теоретическим и методологическим обоснованием решения проблем сохранения здоровья работающих, подвергающихся действию вредных факторов производственной среды и трудового процесса.

В этом случае на первый план выходит структура исходной информации для решения поставленной выше задачи прогнозирования профессиональной заболеваемости, в соответствии с требованиями доказательной медицины. Это становится одним из разделов новой дисциплины «Профессиональный риск». Обозначить эти проблемы и наметить пути их решения также предполагается в докладах и дискуссиях на Круглом Столе.

3. Экономические аспекты системы управления охраной труда.

Осмысленность и определенную направленность усилиям по приведению в порядок дел с профессиональными рисками и более общо – с правовым регулированием в области ОТ должна придать предлагаемая в докладах на Круглом столе «Модель перехода от административной системы к экономически целесообразной системе обеспечения безопасности и гигиены труда», составной частью которой является «Управление профессиональными рисками на основе планирования страховых взносов». Здесь должно содержаться описание способов экономического стимулирования работодателей к улучшению УТ .

Одной из целей проводящейся в настоящее время реформы системы охраны труда является установление принципа эквивалентности обязательств страхователя и страховщика - тарифы страховых взносов должны устанавливаться в таком размере, чтобы величина страховых взносов приближалась к объему выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве. Для вовлечения государства, работодателей и работников в управление профессиональными рисками необходимо создать оправданную и прозрачную систему оценки страховых тарифов. Для этого необходимо:

  • оценить – насколько существующая система привязки страховых тарифов к отрасли согласуется с принципом эквивалентности,
  • определить – насколько существующая система АРМ дает универсальную оценку условий труда и, соответственно, рисков профессиональных заболеваний.

Для обоснования системы страховых тарифов следует использовать статистические данные исследований в области профессиональной эпидемиологии, привязанные к результатам аттестации рабочих мест.Предполагается, что отталкиваясь от уровней вредных производственных факторов непосредственно на рабочих местах, определяемых с помощью инструментальных замеров, устанавливается класс вредности и опасности условий труда и определяется величина вероятности для работника негативных последствий.

Заключение.

Судьба дарит нам шанс. Круглый стол может стать заметной вехой в процессе становления российского бизнеса – переходом на новый уровень производственного менеджмента, который будет включать организацию безопасного труда как важный элемент организации производства. Важна не ситуация, в которую мы оказываемся вовлеченными, какой бы сложной она ни казалась, а наша способность достойно реагировать на нее. Сама ситуация, даже самая благополучная, по своей сути ни хороша, ни плоха. Какой она в конце концов окажется, зависит от наших действий, от того, какие уроки мы из нее извлечем и особенно — что осознаем и какой толчок она даст нам для будущего.

Продолжение следует, Г.Федорович.