1. Управление охраной труда.
Первый доклад И.И.Игайкиной «Проблемы правового регулирования и регламентации в сфере охраны труда» был посвящен анализу структуры законодательства об охране труда. С точки зрения докладчика, закон должен определить некую цель, а способы достижения этой цели должны содержаться в подзаконных актах, определяющих методы и средства достижения поставленной в законе цели. Она проанализировала с этой точки зрения различные статьи Трудового кодекса РФ, и другие нормативные правовые акты (НПА), содержащие требования охраны труда. Анализ с этой точки зрения структуры Проекта ФЗ «О специальной оценке условий труда» продемонстрировал наличие в нем плохо определенных требований, противоречий с действующими НПА, отсутствие важных моментов (определение места охраны труда в социальной политике государства, целевой структуры органов госуправления, механизмов координации деятельности различных органов управления и т.п.). Общий вывод – Проект ФЗ требует очень серьезной доработки. В ходе развернувшейся дискуссии последний тезис был поддержан практически всеми участниками Круглого стола.
Следующий доклад Гольдбег Р.С. «Оценка профессиональных рисков на рабочем месте. Определение степени приемлемости риска для предприятия. Управление рисками». Был посвящен проблемам интеграции западных технологий риск-менеджмента в систему управления охраной труда на отечественных предприятиях. Приводились стандарты риск-менеджмента, описывались методы и процедуры оценки рисков, системы управления рисками. Были предложены модель перехода «Риск > АРМ > специальная оценка УТ» и соответствующая организационная схема ФЗ «О специальной оценке условий труда». Последовавшая дискуссия не привела к единой точке зрения на необходимость перехода к риск-менеджменту в области охраны труда. Здесь обнаружились как поддерживающие эту идею, так и ее противники, считающие, что отечественные структуры, занятые охраной труда на предприятии, не готовы к использованию зарубежных моделей. В числе последних был, например, представитель консалтинговой фирмы, работающий как с крупными совместными предприятиями, так и с небольшими отечественными компаниями.
2. Стимулы реформирования системы управления охраной труда.
Автор этих заметок выступил с докладом «Планирование страховых взносов на основе управления профессиональными рисками». Краткое вступление, посвященное описанию методов и результатов расчета страховых взносов в ФСС и ПФР для предприятий с различными условиями труда (характеризующимися конкретными КУТ). Эти методы позволяют проводить строгие расчеты как затрат на страхование профзаболеваний (чем хуже условия труда, тем больше КУТ, тем больше страховой тариф), так и выгод от мер по улучшению условий труда (улучшение условий труда уменьшает страховой тариф). Реальность, однако, такова, что новый ФЗ не подкреплен никакими НПА, позволяющими установить КУТ на обследуемом производстве. Из-за этого тарифы страховых взносов устанавливаются из требования 100% - ного наполнения ПФР за счет предприятий, безотносительно к условиям труда на них. При этом траты ПФР (на собственные нужды и непрофильные расходы) практически неконтролируемы. Речь здесь идет о более чем триллионе руб. в год.
Такими же величинами, по данным Минтруда, характеризуются экономические потери, связанные с неблагоприятными условиями труда. Последние данные озвучил Директор Департамента условий и охраны труда В.А.Корж на заседании Коллегии Министерства в мае этого года. Общие среднегодовые потери бизнеса от недопроизводства работ и услуг, включая потери рабочего времени вследствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также потери вследствие необходимости предоставления дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочей недели работающим во вредных условиях труда составляют около 1-го триллиона руб. в год. К этому следует добавить расходы бюджета (дополнительные пенсии, медицинское и санаторно-курортное обслуживание пенсионеров с профессионально обусловленными заболеваниями и пр.), составляющие еще около 1-го триллиона руб. в год. Итого около 2-х триллионов руб. в год. Следует подчеркнуть, что проблема этих 2-х триллионов руб. существует независимо от чьей-то злой воли. Она возникла не из-за деятельности АО. И она не исчезнет, если вдруг исчезнут все АО и вообще АРМ будет отменена. Или если бизнес прибегнет к услугам мошенников от ОТ, которые по сходной цене начнут торговать положительными заключениями по АРМ.
Грубо говоря: плохие производственные условия ухудшают здоровье людей, люди ухудшают производство. Этот дурную замкнутую цепь причин и следствий стоит прервать. Стоит со всех точек зрения – и с деловой и с моральной. Тот, кто первым начнет, получает конкурентное преимущество. И это прекрасно осознали многие «акулы бизнеса», которые вышли на международный уровень. А в результате вступления в ВТО в таком положении постепенно окажется весь бизнес. Законом АО и РБТД определены как две стороны одного процесса СОУТ. Это можно игнорировать и каждый может дожидаться инициативы с другой стороны, имея в виду предпринять ответные ходы. Но, можно уже сейчас начать делать встречные шаги. Прежде всего, необходимо осознать эту ситуацию именно как реальную проблему, над которой следует работать. Сразу надо подчеркнуть – здесь потребуется именно работа, а не поиск каких-то хитрых ходов. Конкретность такова: пока что ФЗ - это пустышка. Чем ее наполнить – тем он и станет. То ли набором сентенций и лозунгов, то ли полезным инструментом. Существует возможность проработать тот формальный выход, который заложен в Проекте нового ФЗ: АО удостоверяет эффективность деятельности по улучшению условий труда на предприятии и, тем самым, освобождает его от дополнительных трат на страхование своих работников.
Но, для этого АО должна опираться на надежную основу – систему полных и непротиворечивых НПА по охране труда. Насколько СЭОТ и бизнес сумеют организовать совместную работу в этом направлении – настолько эффективно будет решена проблема 2-х триллионов руб., о которой сказано выше.
Нельзя сказать, что обсуждение этого доклада было особенно бурным – слишком очевидны его предпосылки и выводы. Не было, однако, и особого оптимизма по поводу перспектив сотрудничества СЭОТ и ДР. Ю.В. Егоров в своем заключительном слове еще раз подчеркнул, что какое-то время бизнес будет присматриваться к активности СЭОТ. Пока что заманчивость предложений СЭОТ для бизнеса не очевидна, судя по отсутствию отклика на приглашение от ДР принять участие в Круглом столе. Реплика Ю.В. Егорова: «Предприниматели! Где вы? Ау!» прозвучала достаточно саркастически. Но, обижаться не приходится. Надо работать.
Продолжение следует, Г.Федорович.