Новости

ФЗ «О специальной оценке условий труда». Хорошая новость: новостей нет!
01.04.2013
Явное затишье в ходе подготовки нового ФЗ «О специальной оценке условий труда» подкрепляет ранее высказанную надежду на то, что с приходом в Минтруд нового зам.министра С.Ф.Вельмяйкина  и нового главы ФСС А.С.Кигима предыдущее настроение с которым шла работа над ФЗ: «неважно что получится, важно, чтобы получилось быстро» сменилось более спокойным и продуктивным подходом.


В конце предыдущей недели должна была быть опубликована первая версия нового ФЗ «О специальной оценке условий труда». То, что ее нет, может означать только одно – происходит настоящая работа над законом. Работать есть над чем. Если попробовать выделить самое худшее в содержательной части того проекта закона, который чуть было не стал законопроектом, следует указать на предполагаемую одночисловую характеристику условий труда на рабочем месте ИОУТ, которая была предложена НИИ медицины труда РАМН и поддержана Клинским НИИ охраны и условий труда.

Прежде всего, вызывает недоумение стремление оценивать такое сложное явление как влияние производственной среды на здоровье работников одной единственной величиной. В медицине состояние здоровья человека оценивается многочисленными параметрами и никому это не мешает.Нелепость попытки свести все эти параметры в один очевидна даже профану. Тем не менее, по мысли авторов одночисловой характеристики ИОУТ, она должна быть образована арифметическим суммированием параметров, описывающих совершенно различные, даже по своей природе, феномены – биологические, социальные, экономические и пр.Все это похоже на сложение километров с килограммами в надежде получить рубли. Но, даже если не обращать внимание на некорректность таких операций, смешивание в одночисловую оценку различных характеристик производственной обстановки делает эту оценку совершенно бесполезной для последующего использования. Наиболее очевидно это в случае с определением размеров страховых тарифов  для компенсации профессионально обусловленного ущерба здоровью работников.

Существует, по крайней мере,  два вида нарушения здоровья – заболевания с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) и профессиональные заболевания (ПЗ), ведущие к стойкой утрате трудоспособности, инвалидности. Они страхуются различными страховщиками – ФСС страхует ЗВУТ, а ПФ – инвалидность. Для расчетов тарифов каждого вида страхования необходимы различные исходные данные. Именно потребности актуарных расчетов должны определять структуру данных, собираемых на обследуемом предприятии. Это обширная тема, которую невозможно раскрыть в заметках приемлемого размера. Очертим лишь некоторые контуры проблемы.

Анализ государственной статистической отчетности показывает, что основной вклад в суммарный страховой тариф вносят периодические страховые выплаты по случаю ЗВУТ, включая ежемесячные страховые выплаты застрахованному и оплату дополнительных расходов, которые условно можно считать периодическими выплатами (пусть даже в совокупности). При этом заметим, что тариф, обусловленный страховым возмещением по случаю смерти или болезни застрахованного на порядок меньше тарифа, покрывающего постоянные выплаты. Это весьма важно, т.к. при расчетах дифференцированных страховых тарифов по производствам и отраслям можно игнорировать соответствующее изменение вероятности наступления несчастного случая со смертельным исходом и это не приведет к сколь либо значимой ошибке суммарного страхового тарифа.

Страхование ЗВУТ – это рисковое страхование. Для расчета страховых тарифов здесь необходимы данные о вероятностях заболеть и выздороветь, относительных долях болеющих и здоровых работников. Эти данные необходимо структурировать – представить  в виде таблиц сопряженности, принятых в эпидемиологии ПЗ.  Здесь уместно понятие риска, причем используется несколько различных видов риска: абсолютный, относительный, атрибутивный и пр.

Статистические характеристики, полученные методом анализа таблиц сопряженности, при их адекватности фактическому материалу, определяют профессиональные риски, связанные с производственной деятельностью. Прогноз заболеваемости, составленный на основе такого анализа, можно отнести к разряду инерционных прогнозов в вероятностной форме, который, при условии адекватности модели фактическим данным, может значительно повышать качество обеспечения эпидемиологической информацией различных областей производственной деятельности.Совершенно другой вид страхования – это пенсионное страхование, в том числе и страхование профессионально обусловленной инвалидности. Включению в правила пенсионной схемы обязательств по выплате пенсии в случае наступления инвалидности должно предшествовать специфическое актуарное обоснование основных параметров этой схемы, включая детальный анализ и учет рисков наступления инвалидности, смерти, потери заработной платы и т.д., повышающее надежность схемы и безопасность ПФ.

Актуарные расчеты здесь должны использовать данные типа демографических таблиц дожития и их аналогов в профепидемиологии – таблиц интенсивности выбытия по профессионально обусловленной инвалидности. Объединение обеих типов данных (таблиц сопряженности и таблиц интенсивности выбытия) в одночисловую характеристику, как это предлагается НИИ медицины труда РАМН, сделает эту характеристику бесполезной. Суммирование ее с показателем вредности условий труда окончательно добьет всякий смысл этой оценкиС практической точки зрения неважно, как будет оформлена процедура расчетов тарифов страхования профессионально обусловленных заболеваний. Она может быть частью закона, может быть оформлена как подзаконный акт или НПА другого вида. Важно, однако, чтобы это было сделано до (по крайней мере – не позже) вступления в силу самого закона. Иначе будущий ФЗ превратится в пустышку – сборник ссылок на несуществующие документы.

Все изложенное – азы для профессиональных страховщиков, к которым по-видимому относится новый глава ФСС А.С.Кигим. Вероятная цель его назначения – превратить ФСС из чисто технического распределителя средств социального страхования в правительственную службу, активно участвующую в формировании и исполнении социальной политики государства. Формирование концепции и основных положений нового ФЗ «О специальной оценке условий труда»  предоставляет великолепный шанс для ФСС  проявить профессионализм и заинтересованность в улучшении социальной обстановки в стране. И обратно  – вступление в силу осмысленного закона в области ОТ изменит характер деятельности и повысит статус ФСС в органах государственной власти. 

Продолжение следует, Г.Федорович.